,

От Луары до Руана. День второй. 03 мая 2016. Château de Blois. 03.

 

продолжение отсюда

Первомайский Трип с Дашкой. День второй. 03 мая 2016. Château de Blois.

 

 

 

Сразу честно предупреждаю: данная запись находится в разделе «Фото-видео путешествия», а не в разделе «Рассказки». То есть я сама ничего не рассказываю. Только показываю. В самых необходимых случаях ограничиваясь копи/паст из Вики (которая, увы, в русскоязычной версии про данное место удручающе кратка)… О! только посетовала на Вики, как нашла иные источники. Авторство сих обширных текстов мне неизвестно (одно и тоже растиражировано по многим местам), но как честная женщина указываю, где попервой нашла. Здесь. Так что отсюда и буду воровать всё интересное. Там — сказала я с завистью — настоящая туристическая брошюра. А у меня так — фоточки нафотканные… Так что во всём дальнейшем «многафото-многабукфф», если видите в кавычках ««»» добротный текст написанный добропорядочным  лицензированным гидом — это копи/паст из указанного источника или русской Вики, если всякая разгильдяйская фигня — это моя отсебятина.

 

Из программы, что я составила за два месяца до трипа:  «Château de Blois 9:00 / 2h / 9-12». Расшифровка: начало «визита» замка 9:00 / на «посещение достопримечательности» отведено 2 часа / тайминг с запасом с 9:00 по 12:00

 

На картинке не сам замок, но чтоб речку вдали разглядеть.

 

««Первые упоминания о замке Блуа есть в документах IX века. Однако несомненно, что люди обратили внимание на это заповедное место гораздо раньше. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту. В Х веке граф Тибо, названный Тришором, основал здесь крепость Блезуа. Последующие владельцы неоднократно перестраивали замок, который к XIII веку превратился в крепость»».

 

 

««В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города. Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов»».

 

На анахроничной относительно вышеприведённого текста картинке: фотоаппарат! Хорошо с тех пор помельче стало. Хотя мой тоже шею оттягивает. Полтора килограмма с одним объективом. А со вторым в сумке и самой сумкой — наверное все три. К концу туристического дня — тридцать.

 

 

««Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и оставался столицей в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района»».

 

На картинке: Людовик XII, фото копии портрета, оригинал: Jean Perréal, около 1455-1530.

 

Людовик XII (Louis XII), родился 27 июня 1462 в замке Блуа, умер 1 января 1515 в Париже, получил, от Генеральных Штатов 1506 года, прозвище «Отец народа»; король Франции 7 апреля 1498 — 1er janvier 1515 (16 лет, 8 месяцев и 25 дней).

 

 

««Король отозвал мастеров-каменщиков из Амбуаза (Симона Гишара, Жака Сурдо, Колена Биара), под чьим руководством и осуществлялось все строительство в 1498-1503 гг. Эти мастера возводят блок двухэтажного здания, который теперь выходит своим фасадом на площадь перед дворцом»».

 

 

««Строители применили камень и кирпич, цвет которых уже во многом определяет восприятие всей архитектурной композиции. К XV веку вновь стал широко применяться в строительстве кирпич, которым пренебрегали во времена зрелой готики. Так появляется характерная для этого периода комбинация двух строительных материалов. Из тесаного камня выполнялись важнейшие конструктивные и декоративные элементы здания (углы, оформление проемов, люкарны и т.п.), кирпич же шел в основном на заполнение стен.

Крыло Людовика XII, вытянувшееся первоначально по трем сторонам двора, были возведены очень быстро, в течение трех лет. Из крепости с мрачными башнями и холодными залами получилось светлое, радостное и приветливое здание с широкими окнами и галереями. Радостная нота прозвучала в этом новом изящном здании из камня и кирпича, без угрожающих башен и ощетинившихся бойниц, еще очень распространенных в ту эпоху. Архитектуру его по праву можно считать одним из самых ярких образцов поздней «пламенеющей готики»».

 

 

Из Вики с гугл переводом: «Конная статуя Людовика XII, над символом Короля — дикобразом (девиз Людовика «Кто о него потрётся, тот уколется»); буква «L» — Людовик XII и буква «А» — символ Анн де Бретань. Обратите внимание, что лошадь поднимает две правые ноги одновременно, что означает «иноходь» — аллюр популярный в то время».

 

««Конная статуя короля возвышается над главным входом в замок. Оригинал был разрушен в 1792 году революционерами, когда уничтожались королевские изображения. В настоящее время он заменен копией работы скульптора О. Сеюре, изготовленной в XIX веке. Под статуей – геральдическая эмблема с фигурой дикобраза»».

 

 

««Такой тип статуи – новое явление для Франции. Изображение всадника с портретными чертами лица, причем созданное при жизни самого представляемого, означало апофеоз определенной личности, увековечивало земные деяния человека. Это несомненный триумф светского начала в культуре, явная победа над средневековым мышлением. Пример итальянского искусства явился определяющим, так как тип конного монумента там разрабатывался как основной скульптуре. Оригинальная статуя Людовика XII, возможно, была исполнена итальянцем Гвидо Мацони.

Когда Людовик XII умер, замок стал резиденцией Франциска I, любившего комфорт не меньше предшественника. В длинном списке предпринятых им строительных работ, замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска I было начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод, инициалы и эмблемы которой всюду неразрывно связаны с эмблемами короля»».

 

 

««Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска I – один из самых первых шедевров Ренессанса.

Уступка французской традиции – эмблема короля, саламандра (девиз которой «J’encourage le bien et j’etouffe le mal!» – «Я поощряю добро, но я душу зло!»; от меня: я не знаю, откуда автор текста данный девиз взял) выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I»».

 

 

««Украшением крыла Франциска I стала парадная винтовая лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским.

Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типична для Франции эпохи готики, хотя в то время в долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами. На лестнице в Блуа есть три балкона, предназначенные лишь для того, чтобы любоваться видом на парадный двор. Такие фантастические излишества говорят об активном проникновении идей Возрождения в средневековое сознание. Более того, часто лестница становилась своего рода декорацией для королевских церемоний и праздников. Оноре де Бальзак называл эту башню «китайской пагодой»».

 

 

««На консолях под каменными балдахинами на столбах-контрфорсах (по средневековому еще принципу) размещались статуи – опять-таки пример все более активного использования скульптурного убранства (статуи воссозданы вместо утраченных в 1847 году)»».

 

 

««Геральдический символ Франциска – саламандру и заглавную букву F здесь можно обнаружить на многих архитектурных элементах»».

 

 

««Балюстрады с изображением саламандры воспринимались уже как своего рода балконы. Расположенные диагонально, они придают динамичность всей архитектурной композиции»».

 

 

 

 

««Во времена Шарля Орлеанского, а особенно Людовика XII и Франциска I, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод Французской в 1524 году и жестокого поражения при Павии в 1525 году Франциск никогда больше не возвращался в Блуа. Его преемники останавливались здесь только на короткое время»».

 

На картинке (все фоточки из замка Блуа): Франциск I

 

Франциск I (фр. François Ier); родился под именем Франциск Орлеанский (François d’Orléans) 12 сентября 1494 в Cognac , умер 31 марта 1547 в Rambouillet. Король Франции с  1 января 1515 по 31 марта 1547 (32 года, 2 месяца и 30 дней).

 

««Во время религиозных войн в замке жила Екатерина Медичи, стремившаяся любой ценой сохранить власть за своими детьми. Замок, такой радостный во времена Франциска I, превратился в гнездо интриг»».

 

Екатерина Медичи (фр. Catherine de Médicis), полное имя Екатерина Мария Ромола ди Лоренцо де Медичи (итал. Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici); 13 апреля 1519, Флоренция — 5 января 1589, Блуа. Королева Франции с 1547 по 1559 год; супруга Генриха II, короля Франции из династии Валуа. Матерью троих сыновей, занимавших французский престол в течение её жизни.

 

««В XVII веке Людовик XIII, утомленный бесконечными интригами, сослал в Блуа своего младшего брата Гастона Орлеанского. Гастон, проживший здесь с 1634 по 1660 гг., направил энергию на строительство нового корпуса замка – крыла Гастона Орлеанского, отличающегося от богато украшенных корпусов предыдущих эпох строгим классицизмом»»»».

 

Вон его, Гастона, голова. На крыше.

 

Гастон Жан Батист Французский, герцог Орлеанский (Gaston Jean Baptiste de France, duc d’Orléans), родился 24 апреля 1608 в Фонтенбло (Fontainebleau), умер 2 февраля 1660, здесь, в замке Блуа. Французский принц крови, герцог Анжуйский (1608—1626), герцог Орлеанский (1626—1660); младший (третий) сын Генриха IV (Henri IV) и Марии Медичи (Marie de Médicis), младший брат Людовика XIII (Louis XIII); законный претендент на трон Франции вплоть до долгожданного (и уже НЕ жданного) рождения безусловного наследника, будущего Людовика XIV (после 23 лет брака его уже престарелых, к моменту рождения, родителей, по 37 лет им было); Людовик XIV де Бурбон (Louis XIV), получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце»(фр. Louis XIV Le Roi Soleil), родился 5 сентября 1638 в Сен-Жермен-ан-Ле, умер 1 сентября 1715 в Версале).

 

 

На картинке — «крыло Гастона слева».

 

 

««В XVIII веке короли покинули Блуа. Замок разделили между несколькими семьями верных вассалов короля, раздробив его на небольшие жилые помещения, и постепенно он пришел в плачевное состояние. В 1788 году Людовик XVI приказал выставить замок на торги, а если покупатель не найдется – разрушить. Спасло замок переоборудование его в казармы»».

 

А мы с Дашкой взяли по аудиогиду, стоим во дворе, слушаем прелюдию, глазеем по сторонам, внимательно… 

 

««По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камне»».

 

 

Про лилии вы уже всё знаете.

 

 

Про букву «F» тоже.

 

 

Как и про саламандры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символ Людовика XII – дикобраз. По-французски — Porc-Épic – от итальянского «porcospino» — дословно — «свинья с колючками».

 

Забавно, что Людовик XII выбрал себе в эмблему именно «колючую свинью», упразднив при этом первоисточник – рыцарский Орден Дикобраза. L’ordre du Porc-Épic.

 

Орден Дикобраза был основан младшим братом короля Карла VI,  Людовиком Франции (Louis I d’Orléans, 1372 — 1407), Герцогом Орлеанским, в 1394, в честь крестин его сына Карла Орлеанского (Charles d’Orléans) . Дикобраз выбран в эмблему «дабы показать Герцогу Бургундскому Жану Бесстрашному (Jean Ier de Bourgogne, dit «Jean sans Peur», 1371 — 1419), что он (Людовик) сумеет отомстить за нападки на него (со стороны Жана)». Отомстить и постоять за себя. Девиз Ордена: «Cominus et eminus» — «Вблизи и издали».  Дикобраз, и без того не слишком пушистый, способен не только опасно и неприступно ощетиниться «вблизи», он ещё умеет (как всем известно) выстреливать своими шипами «издали»…

 

Жан Бесстрашный (вааще-то трус и скотина) ужасно ревновал к Людовику и всячески его донимал. Людовик Франции, Герцог Орлеанский – единственный брат как бы правящего Карла VI (Charles VI, dit «le Bien-Aimé» или «le Fou», 1368 — 1422). Карл «подвержен приступам безумия», Людовик «играет важную роль в Королевском Совете». Жан такой роли не играет. Хотя владений и титулов ему тоже не занимать (а Людовик ещё мешает расширить владения и усилить влияние). Отец Жана был дядей Короля (и тоже «играл важную роль в Королевском Совете»), сам Жан – всего лишь племянник Короля. Отодвинут на второй план. А с некоторых пор Король совсем «плох стал» (ща расскажу, см след пост). «Двор больного Короля стал местом всевозможных интриг между принцами». 23 ноября 1407, по приказу Жана Бесстрашного, Людовик Франции был убит. Дикобраз не спас… «Заказав убийство своего кузена, Герцог Бургундский втянул Францию в гражданскую войну между арманьяками (из Орлеанских) и Бургиньонами… и поспособствовал возобновлению Столетней Войны с Англией»… В 1419 году Жан Бесстрашный был и сам убит…

 

Внук Людовика Франции, Людовик XII, упразднил Орден Дикобраза. Но «колючую свинью» в качестве эмблемы оставил. «Qui s’y frotte s’y pique» — «Кто потрётся, тот уколется» — девиз, который, как я тут вычитала, ошибочно приписывают Людовику XII. Но дикобраз достоверный!

 

 

 

««Во время революции некоторые памятники Блуа существенно пострадали от вандалов, все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Только в 1845 году благодаря масштабной реставрации, начатой архитектором Дюбаном, замок привели в надлежащее состояние, хотя некоторые и называли эту реставрацию «чрезмерной». Современная обстановка замка воссоздана на основе мебели соответствующей эпохи».

 

 

««Со времени первых владельцев замка, графов де Блуа, сохранились лишь угловая цилиндрическая башня на южной стороне комплекса, часть крепостной стены и церемониальный зал графов Блуа на северной стороне, в котором на протяжении всей эпохи средневековья короли созывали генеральные штаты. Он так и называется – Зал Генеральных штатов (Salle des Etats Generaux). Сильно перестроенное в конце XV века помещение зала, длиной до 30 м и шириной до 18, делится на два нефа аркадой. Своды и стены полихромны, в росписях, теперь сильно поновленных, использовано много золота, хотя эффект этот кажется излишним, уж слишком определенным вкусом XIX века, когда зал реставрировался»».

 

 

 

««Это самый большой зал крепости графов де Блуа, возведенной в начале XIII века. Именно в этом огромном зале – одном из самых старинных залов, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов»».

 

 

««В этом зале, когда замок стал принадлежать королю, при Генрихе III дважды (в 1576 и 1588 гг.) собирались Генеральные Штаты Королевства Франции. Интерьер этого зала с его двумя нефами, разделенными рядом колонн, напоминает капитулярный зал аббатства. Подвесные капители обозначают датировку начала XIII века. У нефов нет каменных сводов, их потолок обшит небольшими, плотно подогнанными деревянными панелями. Стены зала были заново расписаны в XIX веке»».

 

 

««Зал Генеральных штатов вошел в ансамбль интерьеров начатого в 1498 году крыла Людовика XII. Именно этот король, во время правления которого Блуа стал фактической столицей страны, затеял первую масштабную реконструкцию. Ему не нужна была крепость – власть короля была неоспорима, и защищаться было не от кого. Нужна была парадная резиденция. Король, известный своими простыми и приятными манерами, открывает новую эру в управлении государством, «открытую» дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией – роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны»».

 

 

 

 

 

 

 

««В интерьерах корпуса Франциска I, реставрированных в XIX веке, сохраняются основные принципы оформления помещений, характерные для французского Ренессанса»».

 

 

««Форма каминов, богато декорированных, осталась прежней, только усилена и изменена их окраска и позолота»».

 

 

 

 

««Цветочные гирлянды, пути, раковины, растительные гротески образуют хорошо организованные скульптурные панно – почти каждое из них заключает в себе изображение саламандры»».

 

 

 

««Стоит вспомнить, что в полумраке вечером, когда помещения освещались только свечами и отсветами огней каминов, яркая окраска стен, позже лишь поновленная, имела определенное художественное значение. И, кажущаяся примитивной и варварской днем, она приобретает благородный облик вечером»».

 

 

 

Вензель Анны Бретонской (Anne de Bretagne (1477-1514), вдовы короля Франции Карла VIII (Charles VIII, 1470 — 1498) и  жены короля Франции Людовика XII, того самого, про которого в начале было.

 

 

Верёвочки с узлами в виде восьмерки – символ учреждённого Анной Бретонской в 1498 «Ордена Верёвки». На самом деле называется «Орден Кордельеров», точнее «L’Ordre de la Cordelière» или «Ordre des Dames chevalières de la Cordelière», монашествующий орден разновидности Францисканцев, от св. Франциска, которые подпоясывались верёвкой.

 

 

Её же, Анны Бретонской,  горностай.

 

 

Горностай – эмблема Анны Бретонской, жены Людовика XII. Горностая Анна унаследовала от своих предков. Зато другой свой символ – верёвка с узлами в виде восьмерки – был превращён Анной в «Орден Верёвки» (шучу, в «Орден Кордельеров», Ordre de la Cordelière или Ordre des Dames chevalières de la Cordelière – монашествующий орден разновидности Францисканцев, от св. Франциска, которые подпоясывались верёвкой)…

Про Анну можно много рассказывать… как-нибудь потом…

И уже знакомый нам дикобраз.

 

 

 

…представить себе, как там оно было…

 

Isidore Patrois : François 1er confère au Rosso les titres et bénéfices de l’Abbaye de St-Martin. Salon de 1865.

 

Зал Валуа. 

От Людовика XII до Генриха IV, семь королей Франции периодически жили в замке Блуа.

 

««Бюсты королевских особ, собранные в этой галерее, напоминают нам о долгих годах, проведенных Екатериной Медичи и ее сыновьями в замке Блуа в последнюю треть XVI века, а также об особом пристрастии, которое их преемник Генрих IV питал к этому замку. Он приказал построить галерею, длиной 200 м, окаймлявшую чудесные сады, которая в XVIII веке превратилась в руины»».

 

Не знаю, как в иных странах, во Франции детей всегда сажают на пол (чтоб не разбежались?) и уж потом что-то интересное рассказывают. 

 

Мой любимчик:

 

 

Генрих IV

 

Генрих IV (Henri IV), родился под именем Генриха Бурбон (Henri de Bourbon) 13 декабря 1553 в Pau, убит 14 мая 1610 в Париже;

Король Наварры под именем Генриха III Наваррского (Henri III de Navarre) с 1572 по 1610);

Король Франции с 2 августа 1589 по 14 мая 1610 (20 лет, 9 месяцев и 12 дней)

 

 

и другие:

 

Людовик XII (Louis XII), родился 27 июня 1462 в замке Блуа, умер 1 января 1515 в Париже, получил, от Генеральных Штатов 1506 года, прозвище «Отец народа»;

король Франции 7 апреля 1498 — 1er janvier 1515 (16 лет, 8 месяцев и 25 дней).

 

Людовик XII

 

 

Франциск I (François Ier); родился под именем Франциск Орлеанский (François d’Orléans) 12 сентября 1494 в Cognac , умер 31 марта 1547 в Rambouillet. Король Франции с  1 января 1515 по 31 марта 1547 (32 года, 2 месяца и 30 дней).

 

 

Генрих II (Henri II), родился 31 марта 1519 в Saint-Germain-en-Laye, умер 10 июля 1559 в Париже.

Король Франции с 31 марта 1547 по 10 июля 1559 (12 лет, 3 месяца и 9 дней).

 

 

Генрих III (Henri III), родился 19 сентября 1551 в Fontainebleau, убит 2 августа 1589 в Saint-Cloud;

Король Польши с 11 мая 1573 по 12 мая 1575 (2 года и 1 день). Король Франции с  30 мая 1574 по 2 августа 1589 (15 лет, 2 месяца и 3 дня).

 

 

Карл IX (Charles IX), родился 27 июня 1550 в Saint-Germain-en-Laye, умер в 23 года и 11 месяцев, 30 мая 1574 в замке Vincennes;

король Франции  с 5 декабря 1560 по 30 мая 1574 (13 лет, 5 месяцев и 25 дней)

 

В этой же комнаташке (не все оригиналы, разумеется):

 

«Аллегория зрения или Лето». Оригинал: Спрангер Бартоломеус, 1546-1611.

 

«Коломбина или Флора», оригинал: Франческо Мельци,  1493-1570

 

«Иоанн Креститель», оригинал: Леонардо да Винчи, 1452-1519

 

Галерея Королевы

 

««Портреты, украшающие стену, напоминают нам об увлечении Екатерины Медичи искусством портрета, расцвету которого в XVI веке она способствовала»».

 

 

Мои любимые короли. Узнаёте?

 

Франциск I; родился под именем Франциск Орлеанский (François d’Orléans) 12 сентября 1494 в Cognac , умер 31 марта 1547 в Rambouillet.

Король Франции с  1 января 1515 по 31 марта 1547 (32 года, 2 месяца и 30 дней).

 

 

Генрих II (Henri II), родился 31 марта 1519 в Saint-Germain-en-Laye, умер 10 июля 1559 в Париже.

Король Франции с 31 марта 1547 по 10 июля 1559 (12 лет, 3 месяца и 9 дней).

 

 

Франциск II (родился 19 января 1544 в Fontainebleau, умер 5 декабря 1560 в Orléans;

король Франции с 10 июля 1559 по 5 декабря 1560 (1 год, 4 месяца и 25 дней).

 

 

Карл IX, родился 27 июня 1550 в Saint-Germain-en-Laye, умер в 23 года и 11 месяцев, 30 мая 1574 в замке Vincennes;

король Франции  с 5 декабря 1560 по 30 мая 1574 (13 лет, 5 месяцев и 25 дней)

 

 

Генрих III, родился 19 сентября 1551 в Fontainebleau, убит 2 августа 1589 в Saint-Cloud;

Король Польши с 11 мая 1573 по 12 мая 1575 (2 года и 1 день). Король Франции с  30 мая 1574 по 2 августа 1589 (15 лет, 2 месяца и 3 дня).

 

 

неизвестно что

 

А здесь девочка, рядом с тётенькой, это мальчик, будущий Людовик XIII.

 

«Мария Медичи и наследник Людовик». Charles Martin, 1603

Мария Медичи (итал. Maria de Medici, фр. Marie de Médicis; 26 апреля 1575, Флоренция — 3 июля 1642, Кёльн) — королева Франции, вторая жена Генриха IV Бурбона, мать Людовика XIII. Людовик XIII Справедливый (фр. Louis XIII le Juste; 27 сентября 1601, Фонтенбло — 14 мая 1643, Сен-Жермен-ан-Лэ, династия Бурбонов) ;король Франции и Наварры с 14 мая 1610 до 14 мая 1643 (33 года).

 

 

«Маргарита Франции».  Маргарита де Валуа (фр. Marguerite de Valois; 14 мая 1553, Сен-Жермен-ан-Ле, Франция — 27 марта 1615, Париж, Франция), более известна как «Королева Марго» — французская принцесса, дочь короля Генриха II и Екатерины Медичи, сестра королей Франции Франциска II, Карла IX и Генриха III. В 1572—1599 жена  Генриха де Бурбона, короля Наваррского, будущего короля Франции Генриха IV. В 1599 г. Генрих добивается аннулирования брака (весьма своеобразного и бездетного) и женится на Марии Медичи (Marie de Médicis).

 

 

«Мария Стюарт в траурном одеянии». Копия XVII . Оригинал: Francois Clouet (1515-1572).

Мария Стюарт (англ. Mary Stuart; фр. Marie Stuart), Дочь короля Шотландии Якова V и французской принцессы Марии де Гиз, королева Шотландии с младенчества, фактически правила с 1561, низложена в 1567, королева Франции в 1559—1560 (как супруга короля Франциска II), претендентка на английский престол. Родилась 8 декабря 1542,  казнена (отрубили голову) 8 февраля 1587 года за заговоры против королевы Англии Елизаветы I.

 

 

«Клод Французская». Копия с оригинала погребальной статуи из королевской усыпальницы в Сан-Дени.

Клод Французская (фр. Claude de France), 13 октября 1499 — 20 июля 1524, Блуа), дочь французского короля Людовика XII, герцогиня Бретани, первая жена французского короля Франциска I.

 

 

Claude de France. Клод Французская. Красивая. Здесь. В честь душевной доброты…

 

Дочь Людовика XII и Анны Бретанской (хозяева мест). Жена Франциска I. Умерла в 24 года, «после того, как принесла королю 7 детей».

 

Из фр вики: «Насколько Франциск был высоким и атлетичным, настолько Клод была маленькой. Из-за своих бесконечных беременностей, она выглядела, по словам двора, «в теле» — что было поводом для насмешек. Иностранные послы отмечали её «тучность», её хромоту, косоглазие, маленький рост, некрасивость (уродство), стушёванность («отодвинутость» на второй план), подчёркивая душевные качества. После смерти родителей её мало любили при дворе… Король (супруг) навязал ей вездесущее присутствие своей любовницы, Françoise de Foix (примечание моё: факт спорный).

 

«Король её муж, заразил Клод сифилисом, что сократило её дни. А мадам регентша (Louise de Savoie) сильно издевалась над ней…»…

 

 

Спальня королевы. 

 

Екатерина Медичи (фр. Catherine de Médicis), полное имя Екатерина Мария Ромола ди Лоренцо де Медичи (итал. Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici); 13 апреля 1519, Флоренция — 5 января 1589, Блуа. Королева Франции с 1547 по 1559 год; супруга Генриха II, короля Франции из династии Валуа. Матерью троих сыновей, занимавших французский престол в течение её жизни.

 

Из моих собственных рассказок: «Вдова, Катрин Медичи (Catherine de Médicis, 1515-1589) … в отчаяние впадает ненадолго (после смерти мужа). Напротив, чересчур слишком сильно полюбив роль Королевы-Матери-Регентши, превращается в «Чёрную Вдову», «готовую идти на любые преступления, лишь бы удержать власть и сохранить своё влияние» ... Впрочем, современные историки давно уже обелили «чёрную легенду» Катрин Медичи (не снимая обвинений в резне Сан-Варфоломея), признав во вдовице великого государственного мужа. Но это иной длинный-длинный рассказ»…

 

««Королевские покои, в которых в конце XVI века не раз укрывалась Екатерина Медичи, вынужденная бежать из Парижа, охваченного религиозными волнениями. Она здесь и умерла 5 января 1589 года, спустя несколько дней после убийства герцога де Гиза. С ее кончиной связана любопытная легенда. Говорят, что Нострадамус предсказал королеве смерть рядом с Сен-Жерменом. Именно поэтому королева уехала из Лувра, рядом с которым находится церковь Сен-Жермен-л’Оксерруа. 4 января у постели Екатерины появился новый врач. На вопрос об имени, эскулап ответил, что его зовут Сен-Жермен. Наутро королева скончалась»»…

 

 

 

Монограмма Генриха II. «Шедевр двусмысленности»: «H» = «Henri», две буквы «С», как бы в честь жены Екатерины Медичи (Catherine de Médicis), весьма не отдалённо напоминают букву «D» = Диана де Пуатье (Diane de Poitiers), пожизненная любовница короля.

 

 

Впрочем про «D», как «Диана» — это всё выдумки злопыхателей. На самом деле (наверное), здесь просто полумесяцы — другая фамильная эмблема дома Орлеанских. Но про любовницу всё-таки интересней, народу нравится…

 

«…многолетняя любовница короля Диана де Пуатье, вдова великого сенешаля Нормандии Людовика де Брезе. Связь с ней у Генриха началась еще в ту пору, когда он был дофином, и продлилась до конца его дней, хотя Диана была намного (20 лет) старше его. Все эти годы король выказывал к ней нежнейшую любовь и самую любезную привязанность. Портреты Дианы, всего чаще в виде богини, висели во всех королевских покоях, монограммы имен короля и фаворитки украшали мебель и посуду Генриха. Только незадолго до своей кончины он увлекся юной Сарой Леустон, которая приехала во Францию в свите Марии Стюарт, невесты дофина Франциска». Константин Владиславович Рыжов. «Все монархи мира. Западная Европа».

 

 

Неля Алексеевна Гульчук. «Терновый венец Екатерины Медичи»

 

 

 

Портрет Антуанетты Гансалес. Lavinia Fontana. ок. 1595

 

Лавиния Фонтана, портрет Антониетты Гонсалес, 1594-95 | Lavinia Fontana, portrait d’Antoinette Gonzales, Musée du château de Blois

 

«…портрет, на котором изображена маленькая девочка, она наряжена в парчовое платье, на голове у нее венок из цветов, а в руках письмо следующего содержания:

«С Канарских островов был привезен к светлейшему Генриху королю Франции дон Пьетро, дикий человек, ныне находящийся при светлейшем герцоге Пармы, и который породил меня, Антониетту, и теперь я нахожусь подле синьоры донны Изабеллы Палавичини, синьоры маркизы ди Соранья».

(…) маленькая Антониетта Гонсалес — младшая дочь Педро Гонсалеса (его называли на латинский манер Petrus Gonsalvus). Он родился около 1537 года на испанском острове Тенерифе, входящем в архипелаг Канарских островов. С самого детства он был подвержен редкой генетической болезни, связанной с повышенным ростом волос — гипертрихозом. Сохранившиеся портреты Педро Гонсалеса изображают человека, чье лицо полностью покрыто густыми волосами. В возрасте 10 лет он попал ко двору Генриха II. Случай Педро Гонсалеса — первый известный науке случай заболевания гипертрихозом, всего же за историю наблюдений таких диагнозов поставлено не более пятидесяти.

(Педро Гонсалес) получил самое тонкое по тем временам образование и даже забавлял ученую публику, разговаривая на латыни. При дворе он имел небольшую должность и служил помощником разносчика королевского хлеба, но основная его роль сводилась, по-видимому, к персонификации подчинения самой природы королю Франции.

Джулио Альваротто, представитель герцога Феррарского при французском дворе, так описывал чудо-мальчика:

«С королем стоял мальчик, подаренный ему примерно в десятилетнем возрасте…очень привлекательный, но его лицо всю жизнь было полностью покрыто волосами, совсем как изображения диких людей в лесах. Мех около пяти пальцев в длину. Он очень тонкий, так что все еще можно увидеть все черты его лица. Волосы слегка белокурые и очень тонкие и изящные, как соболиный мех и пахнут хорошо. Он говорит по-испански и одет как обычный человек…».

В 1573 году Педро женился на здоровой женщине и обзавелся детьми, которые унаследовали его редкое заболевание. В семье появились три девочки, больные гипертрихозом: Маддалена, Франческа и Антониетта, и два сына — Энрико и Орацио. Еще одному ребенку — Паоло — посчастливилось родиться без этого заболевания, а младший сын Эрколе умер вскоре после рождения, так что о нем и вовсе ничего не известно. Некоторые внуки Педро также страдали от избытка волос на теле, так что на семью Гонсалес приходится внушительная часть всех известных науке случаев заболевания гипертрихозом». отсюда.

 

Гипертрихозом (в народе  — «синдром оборотня») столь редкое, что некий писатель отметил: «с точки зрения патологии сестры Гонзалеса были одним случаем из миллиарда — все трое».

 

«Петрус Гонсалвус родился родился на Тенерифе, Канарские острова, приблизительно в 1537 году; в возрасте 10 лет он попал ко двору французского короля Генриха II — первоначально как диковинный человек-обезьяна; только через несколько лет, по достижении им подросткового возраста, в нём распознали настоящего человека. Генрих II относился к своему необычному слуге с большой любовью и повелел дать ему прекрасное по тем временам образование. Вопрос о возможной причине заболевания Педро Гонсалвуса на протяжении нескольких последующих десятилетий активно обсуждался учёными Парижа. Приблизительно в 1572 году Педро Гонсалвус женился на Катрин Рафеллин, здоровой женщине, в браке с которой у него родилось семь детей, четверо из которых унаследовали гипертрихоз. Из его детей наибольшую известность получила дочь Антониетта (Тогнина) Гонсалвус. Генрих II, а после его смерти его жена, Екатерина Медичи, обеспечили семье безопасность и территорию с хорошим воздухом, выделив им для проживания часть парка Фонтенбло, где, в частности, выросли дети семьи. «Люди-обезьяны», как их называли, одетые в одежды придворных, регулярно посещали различные светские мероприятия, при этом маленькую Тогнину часто одевали как куклу. После смерти Екатерины Медичи в 1589 году семья Гонсалвус оказалась в опале при французском дворе и вынуждены были покинуть Францию. В 1591 году их пребывание зафиксировано в Италии, в Пармском герцогстве, где они также жили при дворе правителя. Считается, что Педро Гонсалвус умер около 1618 года в Каподимонте, недалеко от озера Больсена. Гипертрихоз, которым болела эта семья, привлёк большое внимание французских и итальянских учёных». (из Вики)

 

 

««Расположенная рядом молельня интересна своими расписными деревянными панелями и изящным скульптурным декором апсиды с подвесным замком свода и нишами»».

 

 

 

««Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I – его Рабочий кабинет короля (его еще называют «Черной комнатой), так как он сохранил 237 панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде. Они предлагают полные набор декоративных орнаментов, используемых в период раннего Ренессанса – арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. Эта комната знаменита также своими потайными стенными шкафами, или «шкафами с ядом», как образно назвал их в своих романах А.Дюма. Но на самом деле доподлинно неизвестно, прятала ли там когда-нибудь яды Екатерина Медичи. Имелись специальные рычаги и педали, с помощью которых эти шкафчики открывались. Эта затея в готическом стиле, хотя декоративные арабески, украшающие панно, сделаны по итальянскому образцу»».

 

 

 

 

Королевская спальня. 

 

 

 

««…трагическое событие, которое занимает важное место в истории Франции: считается, что именно здесь (по другой версии это произошло в Лувре) 23 декабря 1588 года герцог Генрих де Гиз был убит по приказу своего кузена, короля Франции Генриха III. Это убийство положило конец религиозным войнам, раздиравшим Францию во времена правления сыновей Генриха II и Екатерины Медичи, войн, порожденных фанатизмом протестантов, поддерживаемых Елизаветой Английской, и непримиримостью католиков, объединившихся вокруг Католической Лиги, возглавляемой Филиппом II Испанским. Власть короля постоянно оспаривалась Лигой, и особенно главой Лиги – герцогом де Гизом. Известно, что Генрих III питал склонность к представителям своего пола, что существенно уменьшало шансы на обзаведение Франции наследником. А герцог де Гиз ловко использовал как слабость монарха, так и его политическую неамбициозность для укрепления собственного влияния. Будучи умелым политиком, блестящим стратегом и настоящим красавцем, он одинаково легко одерживал как военные, так и любовные победы, и вскоре стал весьма серьезно претендовать на престол. Генрих, не без влияния своей матери Екатерины Медичи, опомнился, когда ситуация обострилась в ходе Генеральных Штатов Королевства, собравшихся в замке Блуа в октябре 1588 года. Генрих де Гиз чувствовал себя на высоте положения, откровенно насмехался над королем, который принял решение покончить с ним. Неожиданно покинув Совет, король приказал предать Гизу, что ждет его в своих покоях. У дверей герцога встретила вооруженная охрана, состоявшая из любимчиков короля («миньонов»). Король вышел из кабинета и некоторое время наблюдал за происходящим»».

 

Генрих III, родился 19 сентября 1551 в Fontainebleau, убит 2 августа 1589 в Saint-Cloud;

Король Польши с 11 мая 1573 по 12 мая 1575 (2 года и 1 день). Король Франции с  30 мая 1574 по 2 августа 1589 (15 лет, 2 месяца и 3 дня).

 

 

 

Про Генриха III  я сама писала вот здесь. Не могу не порекомендовать.

 

«Три Гиза».

 

Три сына герцога Франсуа де Гиза (Франсуа I Лотарингский, фр. François I le Balafré de Lorraine, duc de Guise; 1519-1563), 2-й герцог де Гиз, граф, затем герцог Омальский и пэр Франции, маркиз де Майенн, барон, затем принц де Жуанвиль, великий камергер и великий ловчий Франции; французский военный и государственный деятель времён Религиозных войн во Франции, старший сын первого герцога Гиза — Клода I и Антуанетты де Бурбон; во время осады Орлеана был смертельно ранен гугенотом, его сын, Генрих I, один из организаторов Варфоломеевской ночи, отомстил за убийство отца, устранив главу гугенотов, Гаспара де Колиньи.

 

В центре: Генрих I де Лоррен, по прозвищу Меченый или Рубленый (фр. Henri I le Balafré de Lorraine, duc de Guise), 31 декабря 1550 — 23 декабря 1588, замок Блуа), 3-й герцог де Гиз, принц де Жуанвиль, пэр Франции, кавалер ордена Святого Духа; французский военный и государственный деятель времён Религиозных войн во Франции, глава Католической лиги, возглавлял оппозицию королю Генриху III и был убит по его приказу.

Слева: Шарль де Лоррен (фр. Charles de Lorraine), 1554 — 1611; 1-й герцог Майеннский (де Майенн); младший брат и сподвижник Генриха I Меченого.

Справа: Людовик II Лотарингский (фр. Louis II de Lorraine, dit le cardinal de Guise puis de Lorraine), 1555 — 24 декабря 1588, замок Шато де Блуа — французский церковный и государственный деятель, архиепископ Реймский, кардинал де Гиз, младший брат и сподвижник герцога Генриха де Гиза. Его преданность делу старшего брата, герцога Генриха Меченого, лидера Католической Лиги, и непримиримость к королевской власти спровоцировали враждебность французского короля Генриха III Валуа. По королевскому приказу кардинал Луи де Гиз был убит в 1588 году королевскими телохранителями в замке Блуа, на следующий день после смерти своего старшего брата Генриха.

 

 

«Герцог де Гиз клянётся отомстить за смерть отца». Pierre Charles Compte, 1864

 

«Генрих III и Герцог де Гиз в Блуа, 1588». Pierre Charles Comte, 1855

 

 

«Убийство Герцога де Гиза».  Paul Delaroche, 1834

 

…ну Слава Богу, разъяснили..

 

 

 

Ладно, хватит кровавого. Хотя в Блуа этому кровавому много что посвящено. Но мы лучше в окошко полюбуемся…

 

Приглядевшись сперва на одно….

 

Потом на другое…

 

Во дворе. Наверное про убийство Гизов рассказывают…

 

 

На входе / выходе вот такие вот гаргуи с человеческим лицом. Странное явление.

 

 

 

 

 

««В непосредственной близости от замка находилась капитулярная церковь св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения. После Революции она была разрушена. Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретонской, был переделан в XIX веке»».

 

 

 

««Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики»».

 

 

 

 

««Небольшая терраса около капеллы, с несколькими каштанами, цветущими весной розовыми канделябрами соцветий, с фонтаном, дает возможность любоваться панорамой города, открытой в сторону реки, с руинами башни Фуа, оставшейся от средневековой феодальной крепости, и с силуэтом одной из лучших церквей в городе – храмом Сен-Никола»».

 

 

 

 

««Раньше, до перестройки, этой смотровой площадки, естественно, не существовало, и комплекс зданий дворца образовывал единый блок»».

 

 

 

 

 

 

Ну и просто виды, виды…. Город Блуа.

 

 

 

 

Ладна, пошли в отель (справа) за чемоданами… Впереди Амбуаз…

 

 

продолжение следует…

 

весь запланированный маршрут.

 

Дата Место / маршрут Время на месте / в пути Время/цена
2 Charles de Gaulle Airport, 95700 Roissy-en-FranceChâteau de Chambord, Château, 41250 Chambord 2 h 22 min, 221 km, via A10 12-15
2 Château de Chambord 3 h 15-18
2 Chambord — Blois 21 min, 14.8 km, via D33 18-19
2 Château de Blois, Son et Lumière 22:00 / durée 45 min
2/3 Blois, Hôtel De France Et De Guise 3, Rue Gallois, 41000 Blois 98 €
3 Château de Blois 9:00 / 2h 9-12
3 Château de Blois — CHATEAU ROYAL D’AMBOISE 32 min, 35.5 km, via D952 13
3 Château d’Amboise 2 h 13-15
3 Amboise — Château de Chenonceau, 37150 Chenonceau 19 min, 16.5 km, via D81 15-16
3 Château de Chenonceau 2 h 16-18
3 Chenonceau — Azay-le-Rideau 40 min, 53.2 km, via A85 18-19
3 Château d’Azay-le-Rideau de 9h30 à 18h37190 Azay-le-Rideau ?
3/4 Azay-le-Rideau, Hôtel de Biencourt 7, rue Balzac37190 Azay-le-Rideau

Phone : +33 2 47 45 20 75

86 €
4 Château d’Azay-le-Rideau 1:30, de 9h30 à 18h37190 Azay-le-Rideau 10-12
4 Azay-le-Rideau — St-Malo 3 h 21 min, 348 km, via A81 12-16
4 St-Malo 16-24
4/5 St-Malo, HÔTEL DE LA CITÉ Place Vauban, 35412, Saint-Malo, 02 99 40 55 40 96 €
5 St-Malo — Mont Saint-Michel, 50170 54 min, 56.8 km, via N176 10-11
5 Mont Saint-Michel 4 h 11-15
5 Mont Saint-Michel — Honfleur 2 h 6 min, 188 km, via A84 15-17
5 Honfleur 2 h 17-19
5 Honfleur — Étretat 43 min, 44.3 km, via A29 19-20
5 L’Huitrière, 11 Rue de Traz Périer +33 2 27 30 50 45 20
5/6 Étretat, Dormy House Route du Havre, 76790 Étretat, +33 2 35 27 07 88 85 €
6 Étretat — Rouen 1 h 12 min, 90.2 km, via A29 10-12
6 Rouen 5 h 12-17
6 Rouen — Paris 2 h 1 min, 136 km, via A13 17-20

 

 

 

 

 

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.