ПИСЬМА ИЗ БУХАРЕСТА. N°3. ПРО РУМЫН. часть 1
В предыдущем письмишке я просвещалась на тему «кто такие цыгане». В нынешнем помусолю «кто такие румыны». В принципе, это я сама для себя выясняю, мне тут, похоже не мало жить предстоит… А что вдруг ещё кому будет интересно читать — совсем не уверена… хотя надеюсь…
Эпиграф: «Румыны — это не нация, это — профессия». Отто фон Бисмарк.
Смешно.
И вполне соответствует общепринятому. И столь понятному. «Румыны смотрят, что бы стибрить»!
Но искрометный свой юмор фон Бисмарк метал совсем по иному, кажется, поводу. Кажется, это было по поводу «государственного переворота» 1866 года (и/или водворения прусского принца на «румынский престол»)… Не важно. Юмор массам понравился и процитированную фразочку сегодня кому только не приписывают. Начиная от Николая II и кончая «мудростью народа». С промежутком на неком «Г. Ф. Матвеев». Об этом мне Google поведал.
Ох, о чем он мне только не поведал!!!! «Во многие знания многие печали». Хотела попросту написать о том, что собственными глазами на улице вижу, а теперь вот сижу, репу чешу, глаза об экран ломаю, ничего сказать не могу…
Первое впечатление на улицах Бухареста – Москва! И город во многом похож, и люди – один в один! Разве что «румын» куда как меньше, чем в Париже или Милане. Попрошаек-цыган то есть… «Все господа в Париже»…
Меня сей необычайный факт – схожесть бухарестской толпы с московской – столь поразил, что как приехала в Бухарест, так ничего, окромя истории Румынии не читаю. Ещё всевозможные «этнографические карты» рассматриваю…
Румыны, они же должны быть «чернявенькие», «смуглянки-молдаванки». Нет? Откуда же столь славянские физиономии?
В статьях про Румынию и румын говорится, конечно, о «славянском влиянии». Но до какой степени?
«Тут не без водолаза».
«Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке»…
Все мы от татар.
Впрочем, от Бухареста я пока далеко и надолго не отлучалась. Наверняка где-то там в глубинке «настоящие» румыны живут… Но про «славянские физиономии» всё же не утерпела, спросила на одном «профессиональном» (историки?) форуме по Румынии. Получила ответ: «В Румынии встречается несколько расовых типов. В основном балкано-кавказский («смуглянка-молдаванка») и восточно-европейский. Когда-то они видимо распределялись по определенным областям, сейчас, естественно, всё перемешано, особенно в городах. А славянского типа как такового нет. У разных славянских групп много расовых типов».
Н-да, «вопросы крови – самые сложные вопросы в мире»!
Ещё не плохо было бы определиться, что обозначает сам термин «румын»?
«Весь фокус заключается в том, что вопрос этот лежит не столько в этногенетической либо лингвистической плоскости, сколько в политической и государственной. В том, что это так, легко убедиться, если еще раз вспомнить, что международное научное признание этноним «румын» и глотоним «румынский» получили только в XIX веке, после Великой Унии».
Цитата принадлежит одному яростному защитнику молдавской самобытности и в своем контексте быть может не совсем по теме, но мне показалась наиболее подходящей. Вдаваться в проблематику межтерриториальных и национальных отношений Балкан не будем, запомним главное: «Румыния», «румын», «румынский» «укоренились» в «международном лексиконе» совсем (относительно) недавно. Второе «главное» — острейшая политизированность «румынского вопроса» (Балкан).
Румынами румыны начали себя официально называть с 1859 года, когда два княжества, Валахия и Молдова объединились в одно…
Не так быстро. Тут, у них, на Балканах (как, впрочем, и везде) такой бардак в истории и во всём прочем, что лучше постараться вникнуть. А то совсем ничего не понять…
Оговорюсь: всё, что я пишу, разумеется – это не мои собственные исторические изыскания, но более-менее выборочный пересказ разнообразного прочитанного. Ставить кавыки на каждое слово – графически не эстетично. Потому здесь и далее не буду без перерыва оговариваться «как утверждают осведомленные люди»… Ну а если где не та политкорректность, не тот Олег не тем хазарам замстил не по тому поводу – это уж, извиняйте, претензии не ко мне. Лично я, читая всю эту балканскую историю, и тем хуже – современные статьи вокруг неё – одного только Зайчика Бо припоминаю: «Ваша история – редкостный отстой! Она целиком состоит из сплошной череды убийств, подлостей, предательств, издевательств и садизма! Практически ничего хорошего в ней нет. Одни войны, и ничего кроме войн. Одни убили других, потом третьи пришли и убили тех, потом ещё пришли другие и убили этих, и.т.д. и т.д». «Худшей порнографии я не видел»…
Короче, любую ответственность за искажение «исторической истины» я с себя снимаю, но псевдо-исторический экскурс продолжаю…
Итак, появление «в международном лексиконе» официального названия «Румыния». 1859 год. Контекст: Австрийская Империя хозяйничает в Трансильвании, Османская (Оттоманская) – в Валахии и Молдавии. Большинство румын являются «гражданами второго сорта», или же вовсе «не гражданами». Даже на тех территориях, где они составляют «этническое большинство». В некоторых городах Трансильвании, Брашов, например (в то время крепость трансильванских саксов «Kronstadt»), румыны даже не имели права проживать внутри городских стен (сегодня многие насмерть бьются в вопросе, кого исторически в Трансильвании было больше: венгров или румын, и кому она принадлежит; всё по Бо: принадлежала одним, потом пришли другие, убили тех, захватили, потом пришли третьи… Дакия, Римская Империя, гунны, венгры, турки, Габсбурги, Австро-Венгрия, Румыния – после WWI)… В общем, плохо жилось румынам в том не далеком 1859 году. Но призрак «бродит по Европе». 1848 год – «европейская весна». Революции повсюду. В Румынии в том числе. В том числе проваливается (вааще невнятная какая-то у них там революция случилась). «Большие Державы» обеспокоены желанием разрозненных румынских княжеств объединиться. У «Больших Держав» свои интересы. Бесконечные войны. «Проклятый месяц никак не желает превращаться в луну». Россия, естественно, повсюду. Как же – братья родные православные.
Кстати, и о «водолазах»… В некоторой степени. Основное «вторжение» славянских племен датировано 6-7 веками н.э. Но подробности позже.
19 апреля (1 мая) 1849 в Балта-Лимане (близ Константинополя) между Россией и Турцией подписывается Балталиманский договор, определяющий «порядок управления Дунайскими княжествами». 1853 год – начало Крымской Войны. 1856 год – подписание «Парижского Трактата», конец Крымской Войны и российского протектората над Молдовой и Валахией. «В то время как Сербия с помощью Франции и России добивалась права на полное самоопределение, Дунайские княжества при содействии тех же двух держав осуществили свое объединение».
«Так как Парижским трактатом Балта-Лиманский договор был отменен, естественно возникал вопрос о реорганизации Молдавии и Валахии, поставленных под протекторат великих держав. Выполнение этой задачи было возложено на европейскую комиссию, которой помогали в ее работе два дивана (боярские собрания), выбранные населением княжеств».
«Франция, Россия и Пруссия «благосклонно относились к объединению румынской нации»; Турция, Австрия и Англия желали сохранить status quo. Англия опасалась, как бы объединенное румынское государство не сделалось опасным союзником русских против Турции. Австрия боялась, что слияние Молдавии и Валахии послужит заразительным примером для трансильванских румын; кроме того, занимая своими войсками княжества до ноября 1856 года, Австрия надеялась рано или поздно окончательно присоединить их к своим владениям. Поэтому в июне 1857 года Англия и Австрия заключили тайный договор, имевший целью воспрепятствовать объединению Молдавии и Валахии».
Как водится, следуют грязные международные интриги, подлые закулисные игры, предательские союзы… Выборы в июле 1857 года, произведенные под надзором назначенных Портой (правительством Османской Империи) каймакамов, «вследствие беззастенчивого давления» оказались «крайне НЕ благоприятными для сторонников объединения». Последние (Франция, Россия, Пруссия и Сардиния) потребовали признания этих выборов недействительными. Разорвали дипломатических отношения с Константинополем (6 августа 1857 г.). Добились своего.
Выбрали новые Боярские Собрания (диваны). Новые диваны потребовали: 1) объединения Валахии и Молдовы под властью иностранного принца, 2) введения представительного правления, 3) объявления нового государства нейтральным. Султан распустил диваны…
«Но так как после свидания в Штутгарте между царем (Александром II) и Наполеоном III установилось тесное согласие, то оба императора потребовали созыва конференции в Париже (май-август 1858 г.). Конференция закончилась компромиссом: оба княжества сохранили отдельные представительные собрания, и каждое имело своего господаря, выбираемого собраниями из среды местных уроженцев. Зато в Фокшанах (город на востоке современной Румынии) учреждались общая для обоих княжеств центральная комиссия, верховный суд и кассационный трибунал. Молдавия и Валахия получили название Соединенных княжеств».
Молдаване и валахи оказались хитрей «компромиссов». Оба княжества избрали господарем одно и то же лицо — полковника князя Александра Кузу (январь 1859 г.).
«Турция, конечно, протестовала; в Париже собралась вторая конференция, и в конце концов султан “в виде исключения” дал князю эту двойную инвеституру (сентябрь 1859г.)».
«Куза составил два отдельных министерства: одно в Яссах (столица тогдашней Молдавии), а другое в Бухаресте; эта комедия продолжалась два года, но в мае 1861 года оба дивана высказали пожелание сойтись для совместного обсуждения вопроса о взаимных отношениях крестьян и помещиков, а по случаю годовщины революции 1848 года 40000 человек устроили в Бухаресте манифестацию, требуя полного объединения княжеств. Порта снова уступила: в декабре она изъявила согласие на объединение обоих княжеств в законодательном и административном отношениях. Допустив для обеих провинций одного князя, она теперь допустила одно собрание и единое министерство. Тем не менее она сделала оговорку, что ограничивает свое разрешение исключительно временем правления князя Кузы; последний же в манифесте к своим народам имел право заявить, что “отныне положено основание румынской нации” (23 декабря 1861 г.)».
«15 февраля 1862 года оба дивана составили единое национальное собрание в Бухаресте, который сделался столицей нового княжества».
Вот с тех пор Румыния и стала называться Румынией, а румыны – румынами.
Хотя, понятно, не вчера родились.
А когда родились, и от кого именно – это ещё один «животрепещущий» вопрос.
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!