,

Письма из Бухареста. N°2 Про цыган.



Не цыгане. Современный румынский художник Maric Ioan. Картина из моего домашнего музея.

 

продолжение отсюда

ОСЕДЛАЯ ДРОМОМАНИЯ. ПИСЬМА ИЗ БУХАРЕСТА. РУМЫНИЯ. N°1

Письмо второе: Про цыган.

 

There are No Roma in Rumania!

«There are No Kangaroos in Austria!»

В Австрии нет кенгуру, а в Румынии нет «румын».

 

Каким вы представляете себе «румына»? Типичного? – Черномазый оборванный цыган (вернее цыганка) с грязной мочалкой и недобрым взглядом на светофоре? Агрессивная «гадалка», в стае себе подобных и ордой вороватых голодранцев вокруг? «Черного сглазу» профессиональная попрошайка, с картонкой- фотографией сопливых заморышей в метро? В цветастых юбках и платках давно не мытая воровка? Настырно канючащая лохудра с подозрительным, «явно наркотиками накаченном» (вздох мимо проходящей тётки), «заплечником» на оживленных улицах европейских столиц?

 

Вот- вот. Известная тема:

 

«Рим город и стоит на Тибре
Румыны смотрят, что бы стибрить»!

В. Маяковский. «Советская Азбука». Буква «Р».

 

Я тоже именно так «румын» себе представляла. После первого визита Жан-Реми в Бухарест, с брезгливостью вопрошала: «А какие там люди на улицах»?

– Нормальные.

– Воруют все?

– ???

 

 

Думаю дело тут не только в полной мистификации Румынии, но ещё и в самом названии местных цыган.

 

Цыгана в Румынии зовут «Rom» (множественное число – «Roma». А румына зовут – «Român». Ощутили разницу? Нет? Ну так и никто не ощущает. По «европейским столицам».

 

Для самостоятельной медитации:

Румыния: Romania (En), Roumanie (Fr), România (Ro)…

Румын: Romanian (En), Roumain (Fr.), Român (Ro)…

Цыган: Rom (En), Rom (It), Rom (Ro), Romanichel (Fr, пренебрежительно)…

 

Разумеется, всевозможных Gypsy, Bohémien, Tzigane и прочих Gitan никто не отменял. «Синонимы». Да и «разночтений в написании» любого из терминов не мало. Но суть остается в профанском сермяжном: Romanian = Romanichel. Что румын, что цыган… Одного хрена ягода…

 

Вот почему нахожу забавным не возвращаться в «сладостный» Париж, но «мотаться» по разным сомнительным странам: такими неожиданными вещами по бытовухе приходится интересоваться! Про цыган, к примеру, добросовестно гуглю…

 

Обнаруживая массу интересного. Ликбез.

 

Цыгане, например, это никакой не народ, а: «Цыгане (ромы) — собирательное название нескольких десятков этногрупп, объединённых общностью происхождения. Самоназвание — ромá (множеств. число), некоторые группы себя исторически называют по-другому, например синти и мугат, или утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. (…) Англичане традиционно называют их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — Gitanos, французы — Bohémiens (богемцы), Gitans или Tsiganes, немцы — Zigeuner, итальянцы — Zingari, голландцы — Heidens («язычники»), венгры — Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны — mustalaiset («чёрные»), турки — Çingerie, Çingane; на иврите — Tso’anim (צוענים), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; по-болгарски — Цигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания «рома» (англ. Roma, чешск. Romové, финск. romanit и др.).

 

Во как!

 

Но более всего меня поразил этногенез цыган (рома). Почему-то никогда не знала, не задумывалась, внимания не обращала, хотя и очевидно при первом же взгляде: цыгане – они же индусы!!!

 

…На сём интересном месте можно, конечно, попросту привести с десяток соответствующих линок, или предложить каждому самому у Гугла чего не достает спросить, но я же вас знаю – поленитесь (спрашивать и линкать). Потому постараюсь донести доброе/светлое как то принято — насильно.

 

Хотя и тут поленитесь (читать)…

 

Ну и не читайте…

 

Эпиграф: «Gypsies or Gipsies, a term that is nowadays generally considered pejorative and is based on a mistaken belief of an origin in Egypt».

 

Политкорректные всё-таки они, америкосы. И негры им не негры, и gypsy не gypsy… Хотя, судя по всему, тут они правы: gypsy (искаженное Egyptian) совсем не из Египта пришли. Про Египет это «английское народное поверье» придумало. Но историческая справедливость торжествует, разум побеждает, луч света пробивает тёмное царство: цыгане пришли из Индии! Ради сей исторической правды вполне достаточно было бы просто на них посмотреть, внимательно… И сравнить с любым болливудским фильмом…

 

Поверхностным взглядом не удовлетворившись, почитаем умный просвещенный народ:

 

«Происхождение:

В отсутствии письменных хроник, история и происхождение цыган (Romani people) долгое время оставались загадкой. 200 лет назад культурологи- антропологи, основываясь на лингвистическом анализе, выдвинули гипотезу индийских корней. Что подтверждается генетическими исследованиями.

Предполагается, что цыгане являются выходцами из регионов Пенджаб и Раджастхан. Свою миграцию в Европу и Северную Африку, via Иранское Плато, они начали около 1050».

 

Зачем и почему индусы подались в Европу? В принципе никто толком не знает. Предполагают. Одно из предположений:

 

«Наиболее вероятно, что рома входили в состав войск Северной Индии. В следствии многочисленных нападений со стороны Газневидского государства под предводительством Махмуда Газневи, претерпев поражение, «рома», вместе с их семьями, были уведены в Византийскую Империю. Это произошло между 1000 и 1050 н.э. В Византии рома прожили несколько сотен лет».

 

Отступление: не могу упоминать (даже и в кавычках цитаты, но всё равно с умным видом) «Газневидское Государство», не имея ни малейшего понятия, что это такое. Поискала инфу. Из различных источников вычитала: «туркменское государство с центром в афганском городе Газни; в 1024 г. Махмуд Газневи вторгся в Индию и разграбил Сомнатх, знаменитый храм бога Шивы на побережье Аравийского моря, захватив огромную добычу, в том числе 6,5 тонны украшений из чистого золота; за время Турецко- Персидского нашествия на провинции Синдх и Пенджаб, Махмуд Газневи увел в плен около 500.000 человек)».

 

Продолжаем о нелегкой судьбе «рома»:

 

«Многие историки полагают, что мусульманские завоеватели северной Индии увели рома в качестве рабов. (…) Другие выдвигают теорию, что первоначально рома были представителями низших каст, которых вербовали в армию в качестве наёмников с предоставлением статуса «воина», и отправляли на запад противостоять военной исламской экспансии. В любом случае, прибыв в Европу, они становятся отдельным сообществом. Почему рома не вернулись в Индию, предпочтя вместо этого передвигаться далее в Европу? – Загадка. Быть может, это было связано с военной службой у мусульман».

 

Некоторые из знатоков уточняют:

 

«Цыгане как народ сформировались уже после выхода из Индии. Мы придерживаемся мнения, что это произошло именно в Византии. (…) Современные этнологи почти единодушно признают, что Индию покидали представители не одного, а многих племён. Эти разные племена не могли называться одним именем («рома»). (…) Прежде чем расселиться по всей Европе, цыгане три века прожили в ромейской державе (Византии) (…) Почему-то никто прежде не обращал внимание на то, что термин «Византия» ввёл Иероним Вольф, причём только в XVI веке. Сами жители православной империи предпочитали называть своё государство Римской империей (basileia Rhomaion); соответственно себя они звали ромеями (romans, rhomaios). (…) Нет ничего удивительного в том, что они (цыгане) приспособили окончание к фонетике своего языка и стали называть себя по имени приютившего их государства. Даже покинув Византию, они продолжали помнить, что они — рома. Это название укоренилось и существует по сию пору, несмотря на то, что цыгане давно забыли его смысл. (…) После выхода из Индии кочующие племена не видели повода консолидироваться. Во-первых, на территории современных Ирана и Афганистана они не слишком выделялись этнически — они были почти такими же темноволосыми и смуглыми, как коренные жители, а кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому их образ жизни не казался окружающим чем-то особенным. (…) Только в державе ромеев совпали, наконец, все условия для консолидации разных племён в качественно новое образование. В Византии они оказались фактически единственными кочевниками. Внешность их представляла собой резкий контраст с греками и славянами. Впервые цыгане для всех (и для себя) оказались чем-то особенным. Триста лет, проведённых в принципиально новой среде, сделали своё дело. К пятнадцатому веку, независимо от того, к какому племени или касте принадлежали их предки, все они стали ромá, цыгане».

 

 

Это я как бы о румынах вам пишу, кхм…

 

«К XIV веку «рома» достигают Балкан; в 1424 – Германию, в XVI – Шотландию и Швецию. Некоторые из цыган уходили из Персии через Северную Африку и дошли до Европы через Испанию в XV веке. Оба потока встретились во Франции. (…)

«Когда цыгане прибыли в Европу, любопытство к ним быстро сменилось враждебностью и ксенофобией. В Румынии «рома» были превращены в рабов, коими и оставались здесь в течении пяти веков, вплоть до отмены рабства в 1864 г. В прочих местах Европы, «ромы» подвергались «этнической чистке», у них насильно отбирали детей, и направляли на принудительные работы»…

 

И так далее, и так далее. По теме. Тонны страниц. От обширных лингвистических исследований, до сравнительного анализа обнаружения митохондриальной ДНК и Y хромосом неведомых “haplogroup H-M82” среди цыган и современных жителей различных регионов Индии… Некоторые авторы чуть разнятся в некоторых цифрах или названиях, одни авторы чуть (или не чуть) противоречат другим, одни приводят более тонкие детали, другие обобщают — не суть. Безграмотному обывателю, каков я есть, достаточно простого, железобетонного: цыгане есть индусы (ну или почти).

 

Какое всё это (столь долго и занудно вышеизложенное) имеет отношения к румынам? – Никакого!

 

О чём и речь.

 

Уяснив, что назойливая грязная попрошайка «цыганской мафии» это совсем НЕ «румынка», задаюсь вопросом: а румыны – кто?

 

продолжение следует

а начало тута

P.S.

Лучше поздно, чем… копи/паст с сайта: http://www.calend.ru/holidays/0/0/31/49/

8 апреля. Международный день цыган.



Цыгане веками безуспешно пытались бороться за свои права, а целенаправленные попытки создать организацию, которая защищала бы их интересы, были предприняты только в 1919 году. 27 апреля 1919 года было созвано общее Национальное Собрание цыган Трансильвании. В дальнейшем ими было безуспешно предприняты еще целый ряд попыток улучшения своей ситуации.


В период Второй мировой войны цыгане Румынии прошли через целый ряд тяжких испытаний, так как фашистская идеология проводила по отношению к ним политику дискриминации. И только в апреле 1971 года, а именно 6-8 апреля, в Лондоне, состоялся Всемирный конгресс цыган, собравший в своих рядах представителей 30 стран, и был создан Международный союз цыган, который является международным органом, призванным защищать права и интересы цыган всех стран.


В 1723 году Дмитрий Кантемир, в своей книге «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», говорил: «Когда и откуда появились эти народности в Молдавии? Не знают даже они сами и невозможно найти ничего о них в наших летописях». Наиболее древнее документальное упоминание о рабах-цыганах в Румынии датируется 3 октября 1385 года (о цыганах в Молдове — 1428 годом). В нем говорится о том, что Дан Воевода строит жилье сорока цыганам, полученным в дар от домнитора (правителя Румынии) Владислава. Следовательно, цыгане были рабами. В чем причина их рабства — предоставим разбираться историкам. Ясно одно — цыгане не желали ассимилироваться с остальным населением, часто предпочитая кочевой образ жизни. Коренному населению это иногда причиняло определенные неудобства. Даже в ХХ-м веке Чаушеску боролся с привычками цыган к кочевому образу жизни. Как бы там ни было — рабство есть рабство, чем бы оно себя ни оправдывало.


Официальные документы периода после 1600 года используют в отношении цыган термин «раб», но, надо сказать, что само слово «цыган» в то время, по определению, воспринималось как «раб». Именно поэтому цыгане Румынии стали требовать по отношению к себе применения имени «ромы», «ромалы», а в последней редакции даже с двумя буквами «р» — «rromi», чтобы отличаться от схожего по звучанию термину — «римляне» (romani). Вся пресса Румынии давно уже перешла на эту форму обозначения цыган. Надо сказать, что рядовые цыгане не обижаются, если их называют по-старому.


Рабство лишало цыган любых возможностей принятия самостоятельного решения в чем-либо — они не могли даже жениться или выходить замуж по собственному усмотрению, без предварительного одобрения своего хозяина. Не имели и других элементарных человеческих прав. Чтобы понять всю тяжесть их положения, приведем цитату из уголовного Кодекса 1818 года: «Все цыгане — суть «рабы» от самого рождения. Если у цыгана нет хозяина, значит, он автоматически становится собственностью государства».


С 1760 года государство, пытаясь решить проблему цыган, внедряет программу насильственной ассимиляции цыган Трансильвании. Но безуспешно. В 1783 году, 19 июня, вводится закон об отмене рабства цыган Буковины. В 1785 году Иосиф II отменил рабство цыган из Ардяла (Трансильвания). В 1789 цыганским детям было разрешено посещать школу наравне с детьми других национальностей. Только в 1798 году в Румынии появляется первый юрист цыган — Стан Стойка (Stan Stoica). Не будем перечислять все документы, касающиеся рабства цыган Румынии, скажем только, что отмена рабства шла медленными темпами. Последние документы об отмене рабства в других районах Румынии датируются 1861 годом.


На данный момент в Румынии проживает так называемый «международный король всех цыган». Это — Флорин Чиоабэ (Florin Cioaba), который стал известен всей Европе скандальной выдачей замуж своей несовершеннолетней дочери (тогда ей было 12 лет). Надо сказать, что многие в Румынии считают его самопровозглашенным королем, тем более, что в Румынии существуют еще один король и один император цыган. Кто из них и какие права «на трон» имеет, и где этот трон находится, нам понять трудно, но Чиоабэ уже пытался приобрести несколько дворцов Румынии.


Румынские цыгане весьма своеобразны и имеют целый ряд характерных отличительных черт в разных районах Румынии. Основной чертой цыган Румынии в целом является тот факт, что большинство из них живут, до сих пор соблюдая кастовое деление. То есть, по всей Румынии разбросаны цыгане, которые отличаются друг от друга своей принадлежностью к определенной касте. Кэлдэрарь, гичиторь, чершеторь — соответственно, — те, что изготавливают ведра (а также другие предметы из металла), гадальщицы, попрошайки. Их можно с легкостью отличить друг от друга даже внешне, так как они либо носят свой товар и всюду предлагают его, либо своим поведением выдают свой род занятий и принадлежность к касте.


Наиболее бросающиеся в глаза, к примеру, — это «чершеторий» или попрошайки. Правила их касты требуют от них жить только попрошайничеством. Если Вы думаете, что они чувствуют себя чем-то униженными или обделенными, то надо сказать, что это не так. Свое происхождение эта каста возводит к древности, о которой они говорят, что «во времена оные» они были королями, а их богатство было тогда отобрано у них. Так вот теперь они его возвращают себе таким «необычным» для остального люда способом. Мало того, данная каста (впрочем, как и каста воров) считает, что все богатства земли, на самом деле, принадлежат им, а они просто возвращают их себе. Ну а весь народ, не принадлежащий их касте, «естественно»,- это те, кто владеет не своим богатством и, по их представлению, обязаны вернуть его им. Надо признать, что талант попрошаек иногда приводит в изумление — это и покалеченные дети, и ряженые цыганки, но более всего — это их умение разжалобить прохожего своими жестами и жалостливым причитанием текста, которым выманиваются деньги из прохожих. Впрочем, такое можно изредка увидеть и в московском метро.


Другая каста — это каста обработчиков металла. Как драгоценных металлов, так и всевозможных изделий из цинка, к примеру, как ведра, ножи, сельскохозяйственные инструменты и многое другое. Еще есть те, кто изготавливают литую посуду из алюминия и чугуна…


До сегодняшнего дня можно увидеть на улицах некоторых населенных пунктов цыган, обрабатывающих золото. Причем они занимаются этим прямо на тротуаре, на виду у всех,- мастерски изготавливают золотые кольца, серьги, и прочие ювелирные украшения и тут же предлагают свой товар прохожим.


Еще одна особенность румынских цыган — это внешнее отличие их друг от друга в зависимости от района проживания, а также в зависимости от своей этнической принадлежности. Так, к примеру, «венгерские» цыгане одеваются в костюмы и носят большие широкополые шляпы, женщины — расцвеченные юбки. У мужчин также обязательным является ношение больших усов. Что еще удивительного у венгерских цыган, так это то, что здесь есть целые селения рыжих или просто светловолосых цыган. Отличаются они большей «интеллигентностью» по сравнению с цыганами остальной части Румынии. Их реже можно увидеть ругающимися и кричащими на виду у всех. Женщина у венгерских цыган в подчиненном положении по отношению к мужчинам. Часто намного моложе своих мужей.


Чтобы описать все многообразие особенностей цыган, потребуется целая монография. Мы закончим свой рассказ тем, что, несмотря ни на какие политические, социальные и прочие изменения общества, в котором проживают цыгане, они всегда умудряются сохранить свою самобытность и неповторимость. Они всегда выделяются среди остального народонаселения — и внешне и внутренне. Внешне — своим поведением, одеянием, родом занятий, внутренне — стремлением к сохранению индивидуальности, гордости за свою национальную принадлежность, стремлением к тому, чтобы не утратить свое человеческое достоинство, независимо от обстоятельств, в которые ставит их жизнь.

продолжение следует

а начало тута

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.