Как Друиды по дубам с золотым серпом не карабкались. Или Не Наши Предки Галлы. Часть 4.
Про Друидов. О религии. О вине.
Поговорив уже о том, о сём, об эдаком, продолжим о занятном и важном.
«Вот дуб в лесу. Один человек забрался на этот дуб. Он одет в белое платье, и на голове его венок из веток с листьями. Этот человек священник. Священников у галлов звали друиды. Он держит в руке (золотой) серп, он собирается срезать небольшое растение, омелу, которое выросло на ветке. У подножия дуба вы видите других друидов. Они держат белое полотно, чтобы поймать омелу. Галлы верили, что это растение лечит больных и приносит удачу. День, когда срезали омелу, был большим праздником. Жители приходили во множестве. Когда церемония заканчивалась, все садились на землю, чтобы есть, пить и петь песни. Часто пили слишком много, и тогда начинались ссоры и драки. Галлы любили ругаться между собой и драться, как все дикие племена». Учебник истории для младших классов. Конец XIX – первая половина XX веков. E. Lavisse. «Histoire de France». Cour élémentaire.
Учебников по истории для младших классов было много. И все они повторяли неизменное: вот лес, вот дуб, вот длиннобородый дедушка с серпом…
Но нет. Друиды на самом деле по дубам с золотыми серпами, быть может, и лазили, но это было далеко не основное их занятие. Друиды были просвещённые и «священные» «мудрецы», чье слово – закон; быть может, объединяли в себе религиозную и светскую власть. Наверняка представители самой высшей «аристократии». Посредники между небом и землёй (между бессмертными богами и тленными людишками). Учителя и поводыри своего народа, в компетенцию которых входило как всё сакральное, так и светское: административные акты, юриспруденция, история, магия, пророчества, обучение подрастающего поколения.
Главное из поучений: душа бессмертна, после смерти перейдёт из одного тела в другое. Что весьма благотворно действовало на легендарное бесстрашие галльских воинов, например. Душа всё одно переселится, а телом можно и на амбразуру. Кроме того, друиды «размышляли о звёздах и их движении, о космосе, о природе вещей, о размерах Земли и мира, о силе и власти богов». Изучали математику и медицину, практиковали фармацию и хирургические операции. Etc, etc
И к слову об омеле (Víscum). Полупаразитный кустарник, растущий на многих деревьях, реже на дубах. По-кельтски назывался «растение, которое лечит всё». У многих древних народов омела чем только не служила, особенно в области суеверий, украшений и символов (да я и сама до сих пор на Рождество ветки омелы вниз головой на высоте подвешиваю – для привлечения денег в дом… пока что-то безуспешно). Друиды, по легенде, использовали омелу только с дуба (потому, что дуб – древо священное), и срезали её в строго определённые астрологией (астрономией) дни. И только золотым серпом. И только левой рукой. «В присутствии избранных граждан, прошедших очистительные процедуры и танцующих ритуальные танцы». После чего – и это уже более вероятно – готовили из растения настой, или отвар, и лечили им «всё»… Кроме омелы в арсенале друидов находилось и множество иных растений под общим названием «лечебные травы». Они были очень умными и образованными, друиды. «Они занимаются предметами религии, они руководят жертвоприношениями, как публичными, так и частными, учреждают правила религиозных обрядов; молодые люди толпой приходят к ним, дабы учиться у них; им оказывают самое великое почтение… Именно друиды решают конфликты между племенами и между частными людьми (преступления, убийства, наследство, установление границ)», — Юлий Цезарь (Jules César. Commentaires sur la Guerre des Gaules).
Цезарь, правда, писал свои «Комментарии» в те времена, когда друидов в Галлии скорее всего уже практически не наблюдалось. После завоевания римлянами Трансальпийской Галлии (II в. до Р.Х.), друидизм пошёл на нет. «Последние (из друидов) едва заметны и занимаются исключительно педагогикой». О чём утверждают некоторые из современных историков. Не суть. Главное, друиды — это не столько белобородые дедушки на дубе, сколько «сильно эллинизированные учителя, учёные, верховные судьи». Само слово «друид» происходит от «dru-wid», что значит: «очень учёный». «Более всего они походили на греческих философов». С той большой и удручающей для истории кельтов разницей, что друиды запрещали письменность (за исключением, как было сказано выше, административных актов). Кельты верили в загробный мир, в переселение душ, и увековечивать что-либо бренное земное почитали никчёмным. Написанное – сотрется, построенное – разрушится, результат: ни каменных зданий на века, ни записанной истории для них же. Археологам приходится только копать, а историкам только догадываться. В том числе о том, что не в лесу и не под дубом свершали друиды свои священно-гражданско-магические обряды. Но за стенами безупречных святилищ по центру оппидума.
На видео: святилище кельтов
Про кельтскую мифологию писать не буду, не бойтесь. А то я и сама боюсь. Там каждое племя поклонялось неисчислимым и неперечислимым (не перечесть, поскольку точно не идентифицированы) разнообразнейшим божествам. Порой весьма причудливым. Некоторые известны потому, что римляне ассимилировали их со своими. Так, Луг, Тевтат (Тутатис), Эпона, Эзус и прочие Таранисы с Беленами превратились в Меркурия, Аполлона, Минерву, Юпитера… В галло-романский период, до прихода христианства, успеет произойти даже некоторый синкретизм, и рогатый Кернунн, к примеру, вдруг появится промеж Аполлона и Меркурия.
На картинке: Кернунн между Аполлоном и Меркурием. II в. н.э. (Музей Сен-Реми, Реймс).
Диодор Сицилийский (Διόδωρος Σικελιώτης /Diodorus Siculus, ≈90-30 до н.э.) рассказывает, будто Бренн (Brennos / Brennus), пришедший грабить Дельфийский Оракул в 279 до н.э. (не путать с тёзкой, разорившим Рим в 390 до н.э.), «принялся смеяться», увидев статуи греческих богов в человеческом обличье. Кельты, судя по апогею вегетативных орнаментов той же эпохи, предпочитали не «очеловечивать» свои божества. Среди бронзовых хитросплетений галлов, не признававших симметрию «классического искусства», можно порой разглядеть подобие «лица», но исключительно мельком и без подробностей… Что вводит в некоторое заблуждение внимательных поклонников Цезаря. «Наиболее почитаемый бог у них – Меркурий. Его статуи наиболее многочисленны». Противоречия между смехом Бренна у Диодора и многочисленными Меркуриями Цезаря умные люди объясняют примерно так: Меркурий = Гермес = бог торговли, странствий и плодородия, изображавшийся в Древней Греции в виде столба с головой и… огромными половыми органами. От переизбытка подобных «изображений» появилось слово «герма», то есть любое изваяние в форме столба с головой. «…Надо просто понять, что Галлия Цезаря была населена подобными столбами, и ни в коем случае не принимать буквально их отожествление с богом коммерции»… Впрочем, отожествляют. Конкретно с Меркурием: то Луга, то Тутатиса…. А то к Марсу кого приписывают… В целом — путаница… В коей никак не помогает разобраться распространённое среди галлов «табу на теоним». Вместо собственных имён своих божеств галлы использовали всевозможные перифразы и аллюзии. Из-за чего и возникает впечатление, будто разнообразных фетишей у них без счёта. Хотя на самом деле всё быть может и не совсем так… Как-то так…
На картинке: Гермес. Национальный археологический музей, Афины.
О том, что религия у галлов не была столь примитивной и страшной (поклонялись деревьям, источникам воды, делались человеческие жертвоприношения), как то описывали школьные учебники ещё и в 1950-е годы, французы начали догадываться где-то годов эдак с 1970-х, когда откопали первые кельтские святилища. До тех пор никто и представить себе не мог, что галлы были способны вааще что-то строить, сложнее и изысканнее круглого шалаша в лесу. Всё началось с местечка Gournay-sur-Arond (святилище V-III-I вв. до н.э.), скрупулёзно до песчинки просеянного (1977–1984) и изученного. И оказалось, что галлы были отнюдь не так просты. Цезарь, конечно, писал о «необычайной религиозности» галлов. Но никто и не догадывался – до какой степени!
Религия, война, аристократия, само устройство общества латенской культуры – всё было самым тесным образом связано и неразрывно. И религия играла наиважнейшую роль. Воины, они же аристократия; аристократия – из неё же друиды, друиды – они же «верховные судьи». Собрания «верховного сословия» происходили не в лесу на полянке голой попой на земле, но именно внутри «святилищ». Цезарь тоже упоминает о «сенатах», заседающих в «театрах». Наверняка так и было. На территории «храмовых комплексов» сегодня находят каменные подобия мини Колизеев галло-риманской эпохи, а под ними – деревянные останки таких же «театров» исключительно галльской выделки. И здесь же – останки оружия, амфоры, монеты, инструменты для письма. Да, запрещённая друидами в религии и науках письменность, как было сказано выше, имела место для фиксации актов гражданского состояния и прочих административно-хозяйственных нужд. Алфавит использовался греческий, реже латинский. А заключённые внутри священных стен договоры, закреплённые друидом, нарушить было нелегко.
Ещё находят неимоверное количество амфор, кости животных, всё те же оружие и монеты, домашнюю утварь, сельхозинструменты, прочие орудия труда… Предполагается, что всё это приносилось в жертву. Причём приносилось в жертву не что ни попадя, но самое ценное. Вероятно, самые ценные породы животных, лошадей, например (а галлы были большими любителями и знатоками лошадей; готовы были заплатить за иноземную красивую лошадку немыслимые деньги; лошади были необходимы и очень ценимы, тем более военной аристократией)… Ну да про жертвы чуть позже…
Архитектура святилищ весьма «продвинута» и совершенна. Со взглядом обязательно на восток. Порой встречаются и вовсе замысловатые сооружения, свидетельствующие о большой грамотности кельтов в астрономии и об умении ими рассчитывать календарь на цикличные периоды долгого времени (ещё со времён Гальштата). Так, чтоб в нужный час и в нужный миг луч солнца или луны, прошёл ровно там, где было задумано.
Друиды, будучи «властелинами времени», назначали даты праздников, ритуалов, жертвоприношений. Для чего был разработан тончайший лунно-солнечный календарь пятилетнего цикла. То есть древние кельты умели соотнести видимые глазом лунные фазы с зависящим от солнца ритмом сезонов. Получился календарь из 60 лунных месяцев плюс 2 месяца корреляции на 5 солнечных лет (похожий, впрочем, на все протоисторические календари). Год был разбит на 12 месяцев по 29 (anmatu) и 30 (matu) дней, каждый с названием собственным: Самониос, Думанниос, Ринрос…
На картинке: так называемый календарь Колиньи (calendrier de Coligny). Бронза. Копия второго века более раннего галльского календаря. Самый длинный сохранившийся текст галльского языка (латинский алфавит).
Математика опять же. В астрономии и строительстве полезная вещь. В никчёмном украшательстве тоже. Кельты умели произвести столь необычайные и утончённые украшения, что современные люди очень долго не могли поверить, будто это кельты своими руками сделали. Обнаруженные вещи приписывали римлянам или грекам. Самих галлов почитая слишком примитивными для подобных художеств. Тем более, что галлы не были адептами фигуративного искусства, но строго придерживались абстракционизма. Что, по мнению наблюдателей позапрошлого века, как раз свидетельствовало о примитивности первых жителей Франции. Надо было дождаться моды на заокеанские диковины «искусства Навахо» и появления сюрреалистов, чтоб заподозрить это во всех этих галльских изображениях: «просто не умели рисовать», настоящее высокое искусство было им не по плечу… Полное «концептов и символов». А мне всё таки любопытно узнать, из чего именно состоял «волшебный эликсир», который варили друиды, и куда Обеликс в младенчестве упал? Что же именно в него входило, чтоб нашептать галльскому художнику вот такие «абстрактные образы» нагромождения монстроподобных ликов?
Если внимательно приглядеться, выше, да, это именно полу-человеческие, полу-звериные «морды лица». А вот тут и приглядываться не надо.
При чём тут при всём этом математика, это же чистая химия? – спросите вы. И я вам отвечу — вот причём:
Дабы нарисовать сей затейливый узор, надо было вычертить 193 окружности разного радиуса, 27 внутри, 8 снаружи (см. Тетраксис Пифагора – «Душа Мира»). Надо было соотнести всё это по диаметрам, углам, параллелям, медиатрисам и прочим биссектрисам. Ну то есть неплохо геометрию знать. А кто у нас учёный среди галлов? – Друиды учёные среди галлов.
Что характерно – самые тончайшие ювелирные изделия, выполненные по всей науке, зачастую из золота или позолоченные, предназначались даже не для людей, но для лошадей. Для тех, на которых галльский воин на войну отправлялся. Сам в золото одетый. Другой непонятный «классическому искусству» нюанс: замысловатые изображения и узоры находятся не только на видимой стороне ювелирных украшений, но и на тыльной, не выставляемой напоказ. А если никто не видит, зачем делать красиво? Предполагается, что всё это мастерилось не простой красоты ради, но имело сакральный смысл. Золото – металл священный. Символические знаки могли исполнять роль заклинаний, «оберегов». Во время военных действий – не самая бесполезная вещь.
Вполне возможно, что в своё время, ещё где-нибудь веке в пятом, учёные мужи Галлии ездили «на стажировку» в Великую Грецию, где приобщились к пифагореизму и завезли его с собой. Действительно, между пифагорейской и друидской доктринами можно обнаружить немало общего: табу на изображение богов, вера в божественную силу чисел (которые управляют Вселенной), бессмертие души… Впрочем, вещественных доказательств прям-таки абсолютного знака равенства тоже нет… Хотя…
«Многие греческие авторы недоумевали от поразительного сходства между идеями пифагорейцев и друидов. Некоторые даже задавались вопросом: не был ли Пифагор обучен друидами». Жан-Луи Брюно, Национальный центр научных исследований (Jean-Louis Brunaux, CNRS), наши дни. «Друиды у кельтов с особым рвением взялись за философию Пифагора». Святой Ипполит Римский (≈170 – ≈235). «Друиды собирались в сообщества, по уставу Пифагора… [Их размышления] всегда были направлены к вопросам наиболее абстрактным и к самой сложной метафизике», — Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus, ≈330 – ≈395).
Раз в год друиды различных племён, «руководимые одним единым шефом», собирались в «изолированном священном месте», «в мифическом лесу Карнутум» (если верить Цезарю; Carnutum, близ нынешнего города Шартр), решать наиважнейшие насущные вопросы цивилизации. Эдакий G60 галльских времён (древними авторами упомянуто примерно 160 кельтских племён, но в Галлии приято считать 60). Производился арбитраж разногласий между «государствами» и между частными лицами. «Если государство или человек не подчиняется их решениям, то им запрещают совершать жертвоприношения, и это самое суровое у них наказание».
Ну и последнее про друидов. Друидами наверняка много кто хотел быть! Друиды освобождались от воинской службы и налогов. Налогов! Обучение на друида длилось два десятка лет, то есть начиналось в раннем детстве. Опять же со слов Цезаря. Который сам лично, судя по всему, ни с одним друидом не встречался. По крайней мере ни разу о подобном событии в своих «Комментариях» не упомянул. Небось, опять у кого-то списал попросту… «Они выучивали наизусть большое количество стихов… Мне кажется, что они установили подобную практику (отказ от письменности и выучивание наизусть) по двум причинам: потому, что они не хотели предавать огласке их доктрину, и для того, чтоб их ученики, полагаясь на письменность, не пренебрегали их памятью, поскольку это обычная вещь; как только на помощь приходят письменные тексты, меньше начинают запоминать наизусть и оставляют свою память покрываться ржавчиной». «Multa praeterea de sideribus atque eorum motu, de mundi ac terrarum magnitudine, de rerum natura, de deorum immortalium vi ac potestate disputant et iuventuti tradunt».
…А кто-то там говорит: школ не было, неучи все, по лесам болотам…
Про вино и пьянство.
… хотела вам ещё про человеческие жертвы и чрезмерное потребление импортного вина рассказать, ну да на сегодня уже и без того слишком много… Завтра.
Предыдущая часть здесь. а самое начало тута.
P.S.
Самое большое опасение Астерикса & Co: как бы небо не упало им на глову! (пассаж таковой у античных авторов имеется, мельком, да)…
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!