Хлодвиг I. Источники познаний. Народные картинки и «История Франков». или Хлодвиг часть 2.

 

Продолжение отсюда

Если спросить у среднего француза, что он знает про Хлодвига… Я спросила. У одного из французов. «Как ты думаешь, что «обычные» французы знают про Хлодвига»? Ответ:

— Все французы знают наизусть: Ваза Суассона, носили на щите, крестился в Реймсе, первый король Франции, а «Добрый король Дагобер надел свои штаны наизнанку»….
— При чём тут Дагобер?
— Так, по ассоциации.

Про Дагобера потом как-нибудь. Пока про «Суассонскую Вазу». Поскольку самый популярный сюжет на тему.

 

 

— Хлодвиг со своими солдатами стали делить добычу, Хлодвиг захотел себе одну красивую вазу, но кто-то из солдат не дал, разрубил вазу мечом, а Хлодвиг за это разрубил ему голову.
— Всё было не так!
— Я знаю. Но так мы запомнили из школы.
— Не правда! Видела я ваши «картинки Эпиналь» – даже там две разные иллюстрации: одна про разрубленную вазу, вторая – про разрубленную голову. Между тем и сем прошёл целый год.
— Я тебе говорю, как мы учили и как запомнили. А кто из нас учился во французской школе, ты или я?

 

 

Заметки на полях: «Картинки Эпиналь» (Image d’Épinal) – популярные гравюры (открытки, комиксы и т.п.), по названию города первого массового производства, ныне – имя нарицательное. «Школой» французы называют всё, начиная с детского сада, куда идут в три года. Школьные учебники во Франции обязательны с 1890 года. Наиболее распространённые иллюстрации про Хлодвига в детских книгах и учебниках (и прочей печатной продукции с XIX века): история с Вазой, крещение, Хлодвиг стоит на щите на плечах его воинов, битва при Толбиаке, Хлодвиг и жена его Клотильда…

 

На картинке: Гравюра Эпиналь N°495. «Хлодвиг или подчинение Галлии Франками». Imagerie d’Epinal n° 495. Clovis ou [la] domination des Francs sur la Gaule

 

То есть про своего «первого короля», французы действительно знают «всё-всё-всё». С самого нежного возраста.

Хотя, на самом деле, известно про него не много. И неизвестно, всё ли что известно – является правдой.

Первый и практически единственный источник информации: пятнадцать кратких абзацев в книге епископа Григория (Грегуара) Турского (Grégoire de Tours, 539-594 гг.) «История Франков». Это примерно двадцать страниц современных изданий. Кладезь! Проблема, однако, в том, что древний летописец родился тремя десятилетиями позже смерти Хлодвига, то есть прямым свидетелем описываемых событий не был. И в его описаниях слишком много чудесного. Достаточно долго его «История» воспринимались скорее как агиография, нежели как история. Одна единственная достоверная дата, подтверждённая иными источниками: год смерти Хлодвига — 511. Всё остальное «приблизительно и туманно». Другая проблема с сим бесценным источником: Грегуар описывает события весьма кратко, без пояснений, явно рассчитывая на читателя, которому и так всё известно. А нам остаётся только гадать…

 

На картинке: Григорий Турский. «История Франков». Книга вторая (в которой про Хлодвига).

 

Вот, например, рассказ о рождении Хлодвига. Вернее, о его родителях. Из серии: «их нравы» (за что и приводится, в качестве привлечения внимания, а отнюдь не исторической ценности ради).

Папа нашего замечательного Хлодвига человек был любвеобильный и неотразимый (благодаря «служебному» положению и физической силе, надо полагать). Не оставил своим вниманием ни одной окрестной красавицы. «Хильдерик, король Франков, предался позорной похоти, обесчещивая жён своих подданных. Последние восстали и свергли с трона его», — пишет Григорий Турский. И далее повествует: прослышав, что подданные хотят его убить, Хильдерик (Childéric I, 440 ? – 481) бежал в королевство Тюрингию (Thüringen, ныне — земля (Lände) в центре Германии), к королю Базину (или Бизину: лат.: Basinus / Bisinus), где таки не удержался и совратил жену гостеприимного хозяина Базина – Базину (лат.: Basina). Тем временем Франки «выбрали себе в короли, единогласно, Эгидия, присланного, как мы говорили выше, Римской Республикой в качестве военачальника» (об Эгидии Афранийском Сиагрии (Ægidius, Aegidius Afranius Syagrius; ? — 464, мы тоже уже писали выше). …Через восемь лет Хильдерик вернулся («верный друг по секрету умиротворил Франков»), Франки вновь посадили его на трон (вернее было бы сказать: «поставили на щит», если верить «картинкам Эпиналя»), а соблазнённая Базина бросила мужа, прибежала к нему из далёкого германского царства и кинулась на шею: «Я признала твоё достоинство и твоё великое мужество; я пришла, чтобы остаться с тобой: знай, что если бы мне был известен человек, хоть и за тридевять земель, более достойный, нежели ты, я бы захотела жить с ним»! (…) «Очарованный, Хильдерик женился на Базине. И был у них сын, которого звали Хлодвиг. Это был великий принц и грозный воин».

Григорий Турский описывает занимательную деталь: когда Хильдерик бежал из своего королевства, он оставил своему «верному другу» (который «по секрету успокаивал Франков») половину монеты, в качестве тайного знака, который тот должен был отправить беглецу, как только «Франки умиротворятся» и можно будет вернуться. Вторая половина монеты осталась у самого Хильдерика. По этому знаку Хильдерик и вернулся «на восьмом году правления Эгидия»…

Увы, несмотря на столь интимные подробности, из рассказа епископа-летописца можно извлечь только одно: Хильдерик женился на Базине. А был у неё муж Базин, или не было, или то был брат её, или вообще никого не было – «это науке неизвестно». Не существует ни одного документа, по которому возможно было бы достоверное установить происхождение матери Хлодвига. Даже если тюрингский король по имени Базин действительно, быть может, существовал (и целых два, но второй чуть позже)… В городе Веймер, Тюрингия, археологами обнаружена серебряная ложка, с буквами «BASN»… Как бы доказательство… (Господи! О каких никчёмностях я вам тут повествую)…

Вернёмся к Хлодвигу… Но сперва напомню, всё-таки, что там было в предыдущей рассказке про Эгидия… Дабы во времени эпох вновь сориентироваться…

«Эгидий погибает от рук «романизированного» германского генерала Рисимера (464 г.). Сын Эгидия, Сиагрий (Afranius Syagrius; 430-487) оказывается «последним сколько-нибудь влиятельным римским полководцем, а также последним римским наместником в Северной Галлии. Именно после его гибели можно говорить о полном крахе римской государственности в Западной Европе». — …И можно принимать за рассказку про зарождение французской государственности Хлодвига…

Никчёмная дополнительная информация:

Династие-образующая легенда Меровингов.

Во время первой брачной ночи, Базина просит Хильдерика посмотреть в окно. — Что ты там видишь? — Я вижу льва и самку единорога, и других зверей их подданных, которые очень счастливы и которые почитают льва. — Вернись к окну. Что ты теперь видишь? — Я вижу медведя и леопарда, и шакалов, которые кусают их за лапы, и подданных, которые опустили голову и больше не веселятся. — Вернись опять к окну. Что теперь ты видишь? — Я вижу шакалов, собак и стервятников, которые дерутся между собой, и подданных, которые несчастны!

Наутро Базина пояснила Хильдерику: «У тебя будет сын, его будут звать Хлодвиг («Прославленный в Боях», как мы помним). Он будет могущественен, он создаст великой царство, в котором его будут почитать, где люди будут уважать друг друга и будут счастливы. Потом придут его потомки, которые будут стараться поддержать порядок, но злые люди будут пытаться лишить их власти. Потом придут собаки, шакалы и алчные грифы-стервятники, они будут драться за власть, и люди будут несчастны».

Всё так и произошло.

 

На картинке: «Видения Хильдерика и Базины». Миниатюра XIV. Париж « Visions de Childéric Ier et de la reine Basine «. Grandes Chroniques de France de Charles V, Paris, xive siècle

 

Продолжение (надеюсь более информативное, чем сегодняшние бестолковые байки) следует…

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *