Эйфелева Башня. Tour Eiffel.
«Эйфелиновая Башня» — как говаривали мои дети в нежном возрасте.
Общеизвестный факт: только ленивый не ругал сам проект воздвижения сей «гнусной колонны клепаной жести» сто двадцать семь лет назад. Сегодня — самый посещаемый платный монумент в мире: более 7 миллионов человек в год, 75% — иностранцы.
Не сильно общеизвестный факт: 32 человека легко могут поднять всю башню по крайней мере на несколько – не мало – сантиметров вверх. Пардон за тавтологию красного словца ради. Сегодня башня весит 10.100 тонн. При рождении была полегче – 9.000 тонн. Вот и гадайте, как 32 человека могут всё это поднять. Приз самому не ленивому за первый правильный ответ.
Ну и прочие обще— и не слишком избитые факты:
Когда мы поднимаемся пешком до второй платформы и считаем ступеньки, получается 704. Молодцы! Дабы стать пешим героем третьего уровня, надо преодолеть ещё 1062 ступенек, но на ту лестницу не пускают. А то бы точно кое-кто полез.
оранжевые цифры: высота по уровню моря; фиолетовые — высота относительно земли; зелёные — ширина
«Эйфелиновая Башня».
Построена в честь Всемирной Выставки в 1889 году. В качестве «витрины» научно-технического превосходства республиканского строя — Выставка приурочена к 100-летию Великой Французской Революции. Названа в честь французского инженера Гюстава Эйфеля, чье конструкторское бюро разработало и осуществило. Хотя сама идея сооружения принадлежит отнюдь не Эйфелю. И вот так всегда: «Му-Му» написал Тургенев, а памятник Чехову». То есть башню придумал не Эйфель, а памятник ему (придумали подчинённые сотрудники Émile Nouguier и Maurice Koechlin при великом участии архитектора Stephen Sauvestre). Впрочем, правды ради, надо оговориться: сам Эйфель называл приёмное детище «Башня в 300 метров». Но злопыхатели оклеймили – «Эйфель». А если уж быть совсем нудным и дотошным, можно припомнить, что на самом деле первый оригинальный замысел вот такой декоративной «нефтяной вышки» именно в 300 метров, был документально оформлен ещё в 1874 году, за 10 лет до французов, американскими инженерами ради Всемирной Выставки 1876-го года в Филадельфии. Но денег американцам не дали. Американцы не построили. А французы построили. Понты столетия Великой Французской Революции дороже.
The Centennial Tower. Первый американский проект башни в 300 метров, 1874, созданный к Всемирной Выставке 1876 в Филадельфии:
первый набросок будущей Tour Eiffel, нарисованный Maurice Koechlin в 1884
На момент постройки Эйфелева Башня – невиданный рекорд по высоте. 300 метров. К тому времени только три сооружения в мире были выше 150 метров и самый высокое из них, Обелиск в Вашингтоне, почти в два раза ниже Эйфелевой. Рекорд продержался почти 40 лет, уступив первенство ChryslerBuilding, 319 метров, в Нью Йорке, 1930 (предыдущий рекорд держался 4000 лет – Пирамиды). Смотровая площадка на втором уровне третьей платформы – самое высокое публичное место в Европе (Останкинская выше, но закрыта). Краска у Башни тоже специальная. Цвет строго регламентирован. А при рождении была разноцветная: от темно-бурого у подножья до жёлто-оранжевого наверху. Построили Башню за 2 года 4 месяца и 9 дней (в два раза дольше намеченного) (и в два – или гораздо больше? — раза дороже).
Вопреки всем наветам гнилой интеллигенции и хипстеров той поры (см. письмо протеста «артистической общественности» от 28.01.1887 года), «народный успех» колоссальный! Ещё и лифты не подключили, а десятки тысяч энтузиастов уже ринулись в очередь за билетами. Два миллиона умиленных зевак за время одной только выставки!
Увы, успех преходящ. Начинают поговаривать о демонтаже. Но Эйфель был предусмотрителен. Изначально. Водит знакомства с учёными, финансирует опыты, обустраивает на верхушке Башни лаборатории, позволяет поставить антенну. Удивительная железяка должна быть не только красивой, но и полезной: метеорологическая станция, первые эксперьянсы с телефоном и телеграфом, телевидение… Разговорчики о сносе прекращены. Хотя не сразу и не везде. Что позволило в 1925 Виктору Люстигу (Victor Lustig) – персонаж весьма в духе «Пикового Валета» Акунина, и даже лучше – продать Эйфелеву Башню на слом одной крупной, но наивной компании по переработке металлолома (в русской Вики написано «старьёвщику», но это не совсем верно).
Про Виктора Люстига хочется написать роман, но и без него «слишкам многа букфф».
Про всевозможные спортивные, авиационные, суицидальные и прочие экстравагантные способы употребления Башни тоже очень хочется рассказать. Но не буду. По той же причине. Только одно: в 1912 году, некий Franz Reichelt, портной из тогдашней Австро-Венгрии, решил спрыгнуть с первой платформы Башни на «крыльях» собственного изобретения. Разбился, понятно. Но вскрытие показало: умер от сердечного приступа ещё ДО соприкосновения с землёй. Так рассказывает французская Вики. История печальная, но красивая. Увы, уже на соседней странице та же французская Вики разоблачает: «Никаких вскрытий в ту эпоху не проводилось, доктор просто зафиксировал смерть». Зато есть фото и даже видео эпического полёта камнем вниз. Youtube тех дней.
Припомнилось: «Когда прозвучит седьмая труба, звуки первых шести уже будут выложены на Youtube».
Никчёмная информация: каждый день на Башню поднимается 4 тонны сувениров, открыточек и прочих футболочек с изображением. Плюс 6-8 тонн еды. Проблема: на Башне совсем нет складских помещений. Всё это добро соответствующие работники поднимают мелкими порциями муравьиной тропой. Годовой оборот Башни – 37 миллионов евро. Из которых 16 миллионов – ресторан Жаль-Верн (Le Jules Verne, на втором этаже, вход отдельный, резервировать стол обязательно и предпочтительно сильно заранее, вкусно, дорого).
Ну и последнее о нравах этих господ. С 1992 на картинку с освещённой Tour Eiffel наложен копирайт. Поскоку нефига. Авторское произведение искусства (любительских фоточек не касается).
Если кто вдруг задумает подняться на Башню при скором посещении Парижа в самый разгар туристического сезона, настоятельная рекомендация – покупайте билеты заранее по интернету на раннее утро. Хотя с полудня на верхушке и наливают (за деньги) шампанское, а рано утром нет, но к полудню там уже не протиснуться, а очереди на лифт – не достояться.
очереди на лифт, фото 2011
Разумеется, можно ещё долго долго писать… ну да сжалюсь…
P.S. Да, про 32 человека, что могут поднять всю Башню. Пошутила. В смысле – от вас ответов не жду. Там всё просто. Вернее – супер сложно. У Башни четыре ноги. Позади у неё… У каждой ноги – четыре подножки. Под каждой «подножкой» (точкой опоры) сложная система фундамента и мощный гидравлический пресс. Пресс задуман ради двух целей: коррекции во время строительства (надо же было четыре отдельно возводимых ноги свести воедино и попасть с миллиметровой точностью в единую платформу первого уровня, etc) и на случай отклонения башни от вертикали: любую точку опоры можно слегка приподнять, всю Башню выровнять. На каждый агрегат – два человека в управление. Значит 16 умножить на 2 = 32 человека, взявшись дружно каждый за свой рычаг, могут (если рехнутся единовременно) поднять всю Башню!
В целом, невидимая часть Башни не менее курьезна, чем видимая: опасаясь оползней, возраста и гравитации – на берегу речки всё-таки строили, почвы зыбкие – инженеры Эйфеля изначально придумали столь мудрёные подземные (и подводные!) опоры и укрепления, что до сих пор считается – оползней Башне не грозит. Никак! Укреплений с лихвой излишне!
начало: строят укрепления для «ноги»
18 июля 1887
7 декабря 1887
20 марта 1888
15 мая 1888
21 августа 1888
26 декабря 1888
15 марта 1889
конец марта 1889
20 апреля 2015
24 апреля этого года отмечалось Столетия Геноцида Армян. Эйфелева Башня была солидарна. Погасла.
После терактов 13-го ноября никакой радостной иллюминации тоже не было. Башня оставалась закрытой три дня. И ещё на три дня (после открытия) окрасилась в цвета Франции (Синий, Белый, Красный) и огласила девиз Парижа: «Fluctuat nec mergitur» – «Колеблется на волнах и не тонет». Весьма созвучно лозунгу тех дней: «Даже не страшно»!
фото не моё
в честь только что прошедшей конференции по климату разукрасили под «экологию» (тьфу).
И ещё разных (теперь уже только моих) фоточек просто так:
У подножья:
Только что прошла какая-то народная демонстрация. Намусорили, разумеется. Не успели разойтись — всё быстренько помыли.
Весенняя красота красотейшая:
Зуумммм!
Сады на уровне шестого этажа. С видом на Башню.
Поднимаясь на:
Как надо фотографироваться на фоне:
Видно повсюду
Даже со стороны берёзок:
Вид с башни Монпарнасс (Tour Montparnasse)
Оттуда же + с крыши Триумфальной Арки на Площади Звезды (см. предыдущие рассказки):
Совсем рядом:
Салют в честь 14 июля (день Великой Французской Революции)
Там же тогда же:
Как правильно фотографироваться на фоне. Два:
Там же тогда же:
В кафе с видом на:
Кафе за углом, но без вида на:
P.S. Всякое уж совсем никчёмное.
Скульптуры Трокадеро:
Несколько фоточек в копилку
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!