, ,

КАК ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ ОКАЗАЛСЯ В ПАРИЖЕ?

Часть 5

Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери

 

Из Константинополя до Парижа.

Благословляя на Четвёртый Крестовый Поход, а впоследствии прощая все злодеяния крестоносцев, Папа Иннокентий III преследовал (кто бы усомнился) самую благую цель – поднять с колен престиж Римского Папства и объединить – под началом Рима, разумеется – восточное и западное христианства. Результат оказался закономерным. То есть ровно противоположным. Восточное и западное христианство презрело (чтоб не сказать «возненавидело») друг друга окончательно. «Папский престиж» с колен не встал. Конфликт между Папским Престолом и Священной Германской Империями (вошедший в историю под названием «Борьба за инвеституру») окончательно унизил влияние как одних, так и других. И тут Людовик IX Святой решает приобрести для Франции Священные Реликвии. «Его цель – доминировать над христианством».

Будто специально, в столь правильный для Франции момент, Святые Реликвии оказываются как раз «диспонибль» (disponible) – можно купить.

Терновый Венец Христа заложен последним латинским императором Балдуином II де Куртене венецианскому торговцу по имени Николо Кирино. В акте от 4 сентября 1238 года говорится: если к июню 1239 года Балдуин II деньги не вернёт, Реликвии переходит в собственность заимодавца. Проведав об этом, и точно зная, что денег у Балдуина нет, Людовик IX спешит воспользоваться столь блестящей оказией и вызывается выкупить Венец.

По крайней мере так написано в большинстве поверхностно найденных в интернете источников. Но кое где повествуется, что дело обстояло не совсем (не в точности) так. А вот как:

В 1238 году Балдуин II никому ничего не закладывал, а сам как раз пребывал во Франции. Здесь, при дворе Людовика IX, он узнаёт, что его «приближённые» в далёком Константинополе, пребывая, как водится, в сильной нужде и отчаянии, заложили Терновый Венец венецианцам. В контракте оговаривается: Венец перевозится из Константинополя в Венецию и если к Празднику Святых Гервасия и Протасия, 18 июня, авансированные деньги не возвращены, Венец остаётся за кредиторами. Правильно оценивая платёжеспособность собственной казны, Балдуин II предлагает Людовику IX Венец «в дар» (кхм, примечание автора, «в дар») – «в благодарность за помощь и потому, что, по его (Балдуина) убеждению, истинное место Венцу в Королевстве Франции».

Не забудем – хоть БалдуинII и был единственным «Багрянородным» императором Латинской Империи, но выходил таки из знатного французского рода той же династии Капетингов, что и Людовик IX.

 

Примечание:

«Багрянородный»? – Я знаю, что вы знаете, что это такое. Но так, на всякий случай, освежим в памяти:

Багрянородными (Πορφυρογέννητος, Porphyrogennētos) византийцы называли тех, кто родился в законном браке у правящего – правящего! – императора в особом, «багряном», помещении Большого Императорского Дворца в Константинополе. Помещение именовали «Порфира» (Πορφύρα). Порфирородный. Порфирогенет. «Порфира — это здание императорского дворца, четырехугольное с пирамидальной крышей; выходит оно к морю у пристани, в том месте, где находятся каменные быки и львы; пол его выложен мрамором, стены облицованы драгоценным камнем — не обычным и широко распространенным, а таким, что прежние императоры привозили из Рима. Камень этот почти весь пурпурного цвета и по всей поверхности, как песчинками, усеян белыми крапинками. Благодаря ему, думается мне, и назвали наши предки это здание Порфирой» (Анна Комнина / Άννα Κομνηνή, 1083 – 1153).

Другой источник уточняет: красный порфир происходил не из Рима, но из Египта, а именно из горы Джебель-Духан (близ Красного моря). И египтяне первыми оценили величие красного камня. Потом уже римляне с греками позаимствовали.

Пелёнки у багрянородных младенцев также были багряными. «С самих, как говорится, «порфирных пеленок» я встречалась со многими горестями и испытала недоброжелательство судьбы» (Анна Комнина).

«Багряный цвет издавна считался символом власти, как из-за своей энергетики и насыщенности, так и из-за высокой стоимости красителя. В Древнем Риме, например, по указу Нерона, облачаться в пурпурный цвет мог только император, а ношение пурпурных одеяний рассматривалось как мятеж. Камень порфир использовался для тронов и императорских саркофагов, подчеркивая величие власти». (copy / past)

Никакого закона о престолонаследии у византийцев не было. Определение «порфирогенет» заведомо звучало титулом и давало преимущество в обход «примогенитуре» (первородства).

В Позднем Риме аналогичного смысла императоров также называли «багрянородными».

Конец примечания.

 

Кварцевый порфир

 

Итак, Болдуин II предлагает «передать» Терновый Венец Людовику IX Святому. Венец, тем временем, грузят на галеры и отправляют в Венецию. Греки выставляют дозоры и посты, надеются воспрепятствовать. Не получилось. На Рождество 1238 года Святая Реликвия покидает Константинополь навсегда.

Людовик направляет своих экспертов в Венецию и Константинополь. Как кто-то пошутил: «Чтоб никаких китайских подделок»! Аутентичность Венца подтверждают многочисленные печати. Печати подвергают тщательной экспертизе. Если почитать моих любимых «Проклятых Королей» можно узнать сколь дело это – экспертиза печатей – хлопотное и сколь подделка практически невозможна. Ну да всё сходится. Людовик велит выплатить оговорённые 135.000 ливров. Под усиленным вооружённым конвоем – на Венец претендует Византийский Император в изгнании – священный груз отправляется во Францию и 18 августа 1239 Терновый Венок Господа Нашего Иисуса Христа со всеми почестями «входит» в Париж.

Всё. Париж – новый Иерусалим!

 

Людовик IX Святой и Терновый Венец. «Святой Людовик, король мира и справедливости, возвращающий Святой Терновый Венец, вверенный на попечение рыцарей Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского».

 

«Париж – новый Иерусалим»!

Вслед за Терновым Венцом, Людовик IX приобретает «у тех же поставщиков» целую «коллекцию» священных реликвий, главным образом – реликвии «Орудий Страстей». Практически всё, что уцелело в Константинополе, постепенно перевезено в Париж. Фрагменты Истинного Креста, Копьё Лонгина, Святая Губка, фрагмент Гроба Господня… Столь великим Реликвиям подобает надлежащий Реликварий. Так в Париже появляется своя Святая капелла, вслед за аналогичными учреждениями Иерусалима и Константинополя.

Выстроена Святая капелла Парижа в рекордные сроки: c 1242 по 1248 годы. Всего шесть лет. «Жемчужина средневекового зодчества». «Шедевр готической архитектуры». «Драгоценные витражи не перестают поражать воображение». «Самое полное собрание витражного искусства XIII века»… До сих пор – явление редкое – витражи Святой капеллы остаются такими, какими были в XIII веке, частично оригинальные, частично переделанные в XIX веке, но в строгом соответствии с первоисточником.

Обошлась Людовику Святому Святая капелла (как было сказано выше) в 40.000 ливров. Ещё 100.000 (все цифры по свидетельствам современника) ушло на драгоценные раки. 135.000, мы помним, цена самого «Тернового Венца обагрённого кровью Христа». И если пишут, что 135 тысяч ливров – это более половины годового дохода всего королевства, то сумма расходов в целом с лихвой превысила годовой доход. Ну да, как видим сегодня – того стоило.

 

Святая капелла, наши дни.

 

Как и Святая Капелла растерзанного Константинополя, Святая капелла в Париже первоначально – часовня сугубо частная. Королевской семьи. Святые реликвии на обозрение «публики» подаются крайне редко, в случаях исключительных. Со временем «исключительность» станет чуть попроще – можно лицезреть во время «привилегированного визита» иностранных глав государств и правительств средних веков… До недавнего времени (до пожара 15 апреля 2019) Терновый Венец в соборе Парижской Богоматери выносили на поклонение всех желающих каждую первую пятницу месяца ровно в 15:00; во время Великого Поста – каждую пятницу в 15:00; в Великую Пятницу — почти на весь день, с 10:00 до 17:00.

Историю Тернового Венца пересказывать не стану. Не буду. Не хочу. Не могу…. удержаться.

Если очень кратко: в первые 350 лет Христианства о Терновом Венце Спасителя не находится ни слова. Кроме Евангелия, рассказывающего, как в ночь с Четверга на Пятницу, пред восхождением на Голгофу, римские солдаты надели на голову Христа венок из гибких веток с шипами, служащих обычно для связки хвороста.

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)»…
«…и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)»…
«….И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)»…

Некоторые авторы полагают, что Терновый Венец был обнаружен Святой Еленой вместе (чуть позже) с Животворящим Истинным Крестом и другими реликвиями «Орудий Страстей» в Иерусалиме. Христианские семьи в тайне хранили реликвии по домам и передали их матери основателя Константинополя во время её «инспекционного паломничества» в 326 году. Ни один документ, подтверждающий данную находку, увы, до сих пор не известен. Предполагается, что легенда о находке появилась к 350 году. Свидетельства пилигримов IV века уже упоминают о поклонении Терновому Венцу, хранящемуся в одной из церквей Иерусалимаю Разорительные нашествия персов на Иерусалим датированы 614-629 годами. В это же время и по той же причине Святые Реликвии переправляются в Константинополь. Арабы завоёвывают Палестину в 638 году. Константинополь – Новый Рим – Новый Иерусалим.

Венец, хранящийся в соборе Парижской Богоматери, несмотря на многочисленные попытки «проверки подлинности», никогда «аутентифицирован» не был. Но это уже не важно. Существует такое понятие – «inventio reliquarum». «Изобретение» (творение, измышление, сочинение) – больше, чем изобретение. Поклонению Терновому Венцу скоро будет 17 веков. Никаких иных «научных подлинностей» не надо… Хотя, читала одного учёного-богослова из России, который утверждал, что лично установил неоспоримую подлинность парижского Венца…

 

Поклонение Терновому Венцу в Великую пятницу, собор Парижской Богоматери. 2015г.

 

И ещё примечательно – ни одного шипа от Тернового Венца в самом Венце не сохранилось. Говорят, некогда шипов было 70. Все «разбазарены» в течение веков королями Византии и Франции. Всем понятно: реликвии в средние века были не только предметом торга, но и предметом важных дипломатических «подарков», «подкупа».

Считается, что Терновый Венец Спасителя был сплетён из веток Ziziphus spina-christi (род цветковых растений семейства крушиновые). Исследователи Туринской Плащаницы уверяют, однако, что никакого венца на самом деле не было, что римским солдафонам и в голову бы не пришло плести из колючек венок, руки ранить, что просто они схватили нечто, наподобие круглого колючего куста, или объёмной ветки, и надели сей «шлем» на голову Иисуса из Назарета целиком. Кровоподтёки, наблюдаемые на Плащанице, свидетельствуют о многочисленных ранах по всей поверхности головы.

Во время Великой Французской Революции, когда Святая капелла была национализирована, многие прочие храмы уничтожены или превращены в сараи, Терновый Венец – Слава Создателю – не пострадал. Расцененный, как «национальное наследие», помещён в хранилища Национальной Библиотеки. С 1806 года – в сокровищнице собора Парижской Богоматери. В 1896 году для Венца создан новый Реликварий, представляющий из себя круглый цилиндр из горного хрусталя и золочёного серебра, 21 см в диаметре (см картинку). В нём-то и выносили доселе Венец на поклонение…

 

 

Святая капелла «инаугурирована» 26 апреля 1248, за несколько недель до того, как Людовик IX отправится в свой первый Крестовый Поход. Помните? – Людовик сильно болел (декабрь 1244, вероятно дизентерия), его мать, Бланка Кастильская, кроме прочего, велит принести к одру умирающего Святые реликвии из Святой капеллы (предшественницы) и Король чудесным образом выздоравливает. За что произносит «клятву» свершить Крестовый Поход (для самого Людовика первый, по официальному исчислению седьмой).

На этом историю о том, как Терновый Венец попал во Францию можно бы и закончить.  Разве что ещё пару слов про Людовика IX Святого… Ну буквально, ещё пару десятков тысяч слов…

Предыдущая часть здесь:

Самая первая часть тута:

Продолжение следует…

 

Святая капелла, наши дни.

ч 39-40

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *