«Визитная карточка» Парижа тех времён — Площадь Дофина. Place Dauphine.
Поднявшись из Сквера Vert-Galant предыдущей рассказки обратно на Новый Мост (Pont Neuf), любуемся двумя фасадами красного кирпича и белого камня.
Площадь Дофина (place Dauphine). Дословно – Площадь Наследника. Названа в честь сына Генриха IV и Марии Медичи, будущего Людовика XIII (Henri IV, dit «le Grand», né sous le nom d’Henri de Bourbon, 1553-1610 / Marie de Médicis, 1575-1642 / Louis XIII, dit «le Juste», 1601-1643).
Обустроена в связи и одновременно со строительством Нового Моста (Pont Neuf, 1578-1607) по оригинальной идее самого Генриха IV. Ради чего три некогда существовавших здесь островка с говорящими названиями были соединены воедино и новая площадь застроена домами из красного кирпича и белого камня. В строжайшем соответствии с королевским «регламентом». Архитектурная «визитная карточка» Парижа тех времён (наравне с «королевской» площадью Вогезов / la place des Vosges). А острова назывались: «Остров проводников коров» (Îlot du Passeur-aux-Vaches) или «Коровий /Бычий Остров» (Île aux Vaches / île aux Bœufs), «Остров Патриархов» (или Îlot de la Gourdaine), «Остров Евреев» (Île aux Juifs). Последний так назван, «без сомнений», вовсе не за то, что на нём евреи жили-были-процветали, но из-за религиозных казней. Здесь же, на этом островке, сожжён заживо на костре и последний «великий магистр» ордена Тамплиеров (l’ordre du Temple), Жак де Моле (Jacques de Molay, 1244/1249 — 11/18 марта 1314). Говорят, ровно на месте нынешнего дома номер 26 (читать замечательный исторический роман Мориса Дрюон «Проклятые Короли» / Maurice Druon, «Les Rois maudits»; смотреть экранизацию 2005-го года с нашим дорогим «соотечественником» Жорой Депардьёв в роли главного проклинателя- тамплиера, хотя если книгу наизусть не знать — ничего не понятно, тогда лучше сериал 1972-го года; ну или увлекательнейшую мою рассказку «ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И НАКАЗАНИЕ »).
Два плана города, «До» 1380 год и «После» 1754 год
Если присмотреться к первому плану – можно разглядеть прямоугольник под обозначением «Jardin du Roi» — Королевский Сад. Так оно и было. С незапамятных времён – огород и сад к королевскому столу Королевского Дворца за спиной. Застроили…
Claude Chastillon, 1655
La place Dauphine et le pont Neuf en 1615, plan de Mérian
На заднем фоне – Дворец Правосудия (Le palais de justice). Которое (правосудие) здесь было всегда (со времен римской Лютеции и её королевского дворца с трибуналом). Так что площадь пришлась как нельзя кстати: деловые переговоры, разговоры, договоры и прочие конфиденциальные сделки обсуждались традиционно вне стен (у которых уши), но в местах открытых, желательно уединенных. Уютная, камерная площадь подошла адвокатам идеально. А также ювелирам, оптикам, гравёрам…
Первоначально площадь была совершенно закрытой (два узких прохода с противоположных сторон, остался один), торцовую часть зданий снесли в 1854, дабы обнажить Дворец Правосудия. Из всех домов, которые по королевскому указу должны были быть одинаковыми и неизменными во веки веков, аутентичными остались только два – со стороны Нового Моста.
Небезызвестный уже нам «Барон» Оссман (Georges Eugène Haussmann, 1809-1891) планировал было снести Площадь и отстроить «сквер в окружении домов нео-греческого стиля». Не успел (Слава Богу). На пенсию вышел вовремя…
В доме N* 15 жили Ив Монтан и Симона Синьоре (Simone Signoret et Yves Montand).
Русскоязычная Вики пишет, что на площади происходили «Салоны Дебютанов». Дословно и подробно: «С начала XVIII века — один из центров художественной жизни Парижа. На площади со стороны Нового моста проводилась выставка дебютантов (фр. Exposition de la Jeunesse). О ней упоминается в литературном журнале тех лет Mercure de France. Выставка проходила в день Тела и Крови Христовых под открытым небом. Если в этот день шёл дождь, то выставка переносилась на следующую неделю. Если же и через неделю шёл дождь, то проведение выставки откладывалось до следующего года. Вначале выставка проходила стихийно, но постепенно стала регулярным и ожидаемым событием. С 1722 года выставкой стали интересоваться академики Королевской академии. Благодаря выставкам на площади Дофина признание публики получили Фрагонар, Шарден, предложивший публике своё полотно «Скат» в 1728 году, и Никола Ланкре. Салон дебютантов просуществовал до Великой французской революции, когда революционное правительство запретило праздник Тела и Крови Христовых».
Здесь всё как бы правда, и как бы не совсем. Хотя молодые художники действительно «выставлялись» здесь. Вперемешку с прочими кустарями и малёвщиками вывесок и афиш. Академические издания характеризуют те «выставки» — «своего рода базарами»… Ну да не важно…А мы идём дальше…
Просто дома…
Слева на последнем этаже квартирка симпатичная…
Очередная «историческая» табличка на фоне исторического места:
Набережная Орфевр (Le quai des Orfèvres). Местная Петровка 37.
Птички.
Умудрилась.
Другая история.
Ну и ещё несколько фотографий не вошедших никуда. 24 декабря 2012. Где-то здесь рядом.
Продолжение следует….
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!