От римских сатурналий к волхвам. Galette des Rois
Ну вот и настал Праздник Богоявления — во Франции Эпифания — и уже честно можно поедать «Галету Королей». Или «Пирог волхвов». Так что поподробнее….
На самом деле про «Galette des rois» («галету королей / пирог волхвов ») написано уже столько, что я и не собиралась никогда отсебятину нести, но попросили в двух словах рассказать. Не линком же на чужой контент отвечать. Хотя сама я даже точно не знаю, как правильно по-русски сей пирожок обозначить: «галета бобового короля»? «галета королей»? «пирог волхвов»? Не суть.
Galette des rois. Пирог волхвов (фр. galette des Rois, англ. king cake, нем. Dreikönigskuchen, нидерл. driekoningentaart) — традиционный десерт, подаваемый в ряде стран на праздник Богоявления. Рецепты его приготовления разнятся в зависимости от страны; общим является то, что в пирог запекается сюрприз — боб, монетка или маленькая фигурка (википедия).
Положенный срок подачи на стол – Эпифания. То есть в католической Франции 6 января. Хотя официально разрешено уже с первого воскресенья января. Религия религией, а коммерсантам тоже надобно своё заработать успеть!
Традиция поедать сей эмблематичный пирог именно в это время года появилась, понятно, давно. Ещё у античных римлян. Все мы вышли из них, из римлян, а откуда вышли римляне сегодня уточнять не будем. Античные же римляне были язычниками. Если кто сегодня со своими жирными блинами на Масленицу или Рождественским поленом соответственно на Рождество думает, что он не язычник – то он просто лицемерный язычник. Смену времён года и аграрных сезонов ни одним календарём не отменить, причуды старины глубокой наложением библейской хронологии не искоренить.
За неделю до зимнего солнцестояния римляне принимались праздновать сатурналии (17-23 декабря). Как и иные народы, что праздновали свои религиозно-сельскохозяйственные праздники данного сезона. Праздновали с размахом. И с выдумкой. Рабы, например, освобождались от работы (никто не работал), их обряжали в «господские» платья, им позволялось сесть за один стол с хозяевами, они могли свободно высказываться и даже критиковать своих господ. Напротив, господа прислуживали им. Такой вот бардак и неразбериха (инверсия ролей: как бы для того, чтоб обмануть судьбу и предотвратить напасти от Сатурна). Среди рабов выбирали «короля на день», чьё слово было закон, а по окончании празднеств его прибивали (но скорее просто отправляли обратно на «плантацию»). Среди большой familia избирали Saturnalicius princeps («принц сатурналий или беспорядка»). Последний руководил пиршествами и мог давать идиотские приказы, как то: петь голым, или прыгнуть в холодную воду, и все обязаны были исполнять. Выбирали Saturnalicius princeps при помощи фасолины, спрятанной в пироге. И дабы всё было по-честному, самого младшего ребёнка (но не младенца всё-таки) назначали оракулом, отправляли под стол, и он голосом детской невинности говорил, кому какой кусок пирога причитается. Много позже во Франции опишут в точности аналогичную процедуру: хозяин за столом режет «галету королей» обращаясь к ребёнку под столом — «Phébé» (Phœbus или Аполлон), дитё отвечает: — «Domine» (хозяин, господин), — и называет имя того, кому достанется кусок галеты, что отец семейства держит в руках. Тот, кому попадётся фасолина – Король! Потом все пьют, едят и танцуют. Традиция устами младенца из-под стола сохраняется по сей день…
Только не надо думать, будто языческий пирог с фасолиной и рандомным распределением долей был принят христианами без споров и оговорок. Разумеется нет. Особо ортодоксальные благочестивцы «не ели, но осудили» (в том числе за чрезмерную «пиршественность»), другие до сих пор чураются (кальвинисты, лютеране, некоторые католики). Но таки Праздник Богоявления (Теофания / Эпифания / Épiphanie), отмечаемый со второго века по Рождеству Христову, закономерно наложился на античные зимние гуляния и римский «румяный круглый пирог» превратился в «галету королей». При чём тут «короли» вы и без меня знаете. А уж что собой символизирует всевозможное круглое, жёлтое, сладкое, жирное — подавно.
Празднуют Эпифанию, как было сказано, чаще всего 6 января. Как бы в этот день Короли (Волхвы) явились к младенцу Христу с подарками (хотя Богоявление, как праздник, охватывает не только это событие, но шире: «Богоявление (греч. Θεοφάνια — Теофания), более древнее название — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания); ещё одно название — Просвещение (греч. Φώτως) — один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей), посвящённый рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, а также крещению Иисуса Христа в Иордане». Википедия. С 1971 года католикам, проживающим в странах, где 6 января никакой не праздник, а обычный рабочий день, разрешено начинать праздновать со второго воскресенье после Рождества. То есть в первое воскресенье после 1 января. Во Франции таков порядок вещей ещё с 1802 года. «Галету» или «пирог» королей по булочным продают и того раньше. Рецепты разнятся от региона к региону, но самым популярным остаётся «парижский», из слоёного теста и миндальной начинки (frangipane): 70% французов предпочитают именно его. Хотя имеются и совсем «неправильные», с яблоками, например, с чем угодно по фантазии булочника, или в форме бублика из какого-то там теста, кажется «сдобного», но из меня кулинар, как из меня же оперный певец, потому о рецептуре не буду. Зато не могу промолчать про другую популярную байку: рассказывают, что уже в XIV веке отмечена традиция «король пьёт!» («roi boit!»), заключавшаяся в том, что счастливчик, кому выпала королевская фасолина, должен был оплатить выпивку всех сотрапезников. Самые жадины предпочитали фасолину тихонько проглотить. Таким образом настоящая фасолина – древний символ плодородия и возрождения жизни (фасоль прорастает весной первым; фасолина – эмбрион новой жизни) – была заменена на адекватную по размерам фарфоровую фигурку. «Фев». Сегодня можно встретить и пластмассовые, но это прям совсем фу-фу! Фарфорово-фаянсовых же фигурок на сей день столько, и они столь разнообразны, что, разумеется, появилось хитрое слово «фабофилия» — коллекционирование галетных трофеев. Некоторые экземпляры «февов» продаются за 500-2000 евро (средняя цена 0,50-1 евро), а некоторые коллекции насчитывают до 100.000 экземпляров. Что не удивительно: каждый год булочники запекают в своих галетах 4.000 – 5.000 новых образцов. И 94% французов хотя бы однажды за сезон галету едят. В этом году съедят порядка 32 миллионов штук. 2021 год.
А мне вот жаль, что не умею связано писать и вечно меня в какие-то никчёмности заносит.
В средние века при дворах особо благочестивых сеньоров выбранный на один день «король», из среды самых бедных и обездоленных детей, в итоге награждался большой суммой денег, позволяющей его родителям отправить дитё в школу и в целом больше не бедствовать. При дворе Короля Солнца Людовика XIV тоже, как ни странно, волею фасолины избирался «король на день». Или «королева», кому достанется. «Королева» могла просить настоящего короля о чём угодно, все пили старинное сладкое вино с пряностями и «король так веселился, что желал возобновить на следующей неделе». Галета традиционно делилась на то количество частей, сколько было участников мероприятия за столом плюс одна часть «Бога», или «Богородицы», или «Ангелов». Которую следовало отдать бедным. «Часть бедняков».
Революционеры со всякими там королями покончили и поспешили покончить с одноимённой галетой. Не вышло. Вернее вышло, но совсем ненадолго. 31 декабря 1791 «день кролей» был провозглашён «днём санкюлотов» и королевский символ должен был исчезнуть сам по себе. Действительно, какие у санкюлотов пироги с галетами? Правда уже 4 нивоза года III (24 декабря 1794) Праздник Эпифании был объявлен «Днём добрососедства» и всем добрым соседям полагалось делить «галету равенства» (или «галету свободы»). Ныне в Елисейском дворце президент Франции тоже празднует не знаю что в день Богоявления и тоже разрезает «галету королей» (в 40 раз больше, чем классическая). Вот только «фасолины», как и в революционных галетах «равенства-свободы», там нет – какие ещё короли в республике? И нет бумажной золотой короны, что сопровождает любую другую купленную во Франции галету. Древняя традиция. «Король на день». Детям очень нравится! А взрослым нравится «король пьёт»!
На заглавной картинке не для привлечения внимания, но для расширения кругозора, картина фламандского художника Якоба Йорданса «Бобовый король» («Король пьёт!»). Собрание Государственного Эрмитажа. Прочитайте про неё тоже: https://ru.wikipedia.org/…/%D0%91%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0…
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!