, ,

Как Терновый Венец оказался в Париже?

Часть 1

Дело было так…

Королевский Дворец на острове Сите в Париже. Существует с римских времен. Обжит династиями франкских, потом французских королей. Постоянно достраивается и перестаивается, разрастается и модернизируется…

В 1242 Г. Людовик IX, будущий Святой, велит выстроить при дворце Святую Капеллу в качестве часовни-реликвария для Святых Реликвий. Выстроили в рекордные сроки, всего за шесть лет, с 1242 по 1248. Главная реликвия, несомненно — Терновый Венец Спасителя. А также: фрагмент Животворящий Креста (на котором был распят Иисус), фрагмент Копья Лонгина, Губка (пропитанная уксусом), Гвоздь…

Возникает справедливый вопрос: откуда такие богатства?

Существуют популярные туристические байки, будто это сам Людовик привёз Святыни во Францию лично сходив крестовым походом в Святые Земли. Но это не так. Реликвии находились в его дворце ещё до того, как он впервые задумался о священной миссии крестоносца. И нет, крестоносцы из четвертого своего похода, как о том утверждают некоторые иные источники (и как я буквально только что прочитала у одного учёного мужа) их тоже не привозили. Хотя, конечно, поспособствовали. Так откуда?

Тут мне несколько цинично припомнился очаровательный стародавний знакомец Вовочка. Вовочка был неимоверно хорош собой, добр и щедр, пасынок богатейшего гомеопата советских времен (сам Вовочка персонаж весьма колоритный, увы, не о нём тут речь). Так вот, будучи как-то в Коктебеле, собрались мы большой честной компанией в горы за грибами. И вдруг узнали, что другая большая конкурирующая компания уже сходила и все грибы собрала. Мы очень расстроились. Стали думать, куда бы можно было пойти ещё. Далеко. Изнеженный тонкий красавчик Вовочка удивлённо и скромно пожал плечами: «А давайте мы эти грибы у них просто купим»?

Да, Людовик IX Святые Реликвии просто купил.

Ок, не так всё просто, но таки да – купил. Перекупил. Выкупил.

 

Поклонение Терновому Венцу, собор Парижской Богоматери, Великая Пятница, 3 апреля 2015

 

1202 год. Бравые крестоносцы отправляются в четвертый крестовый поход освобождать – в который раз – Святые Земли от неверных, но по пути сворачивают в Константинополь (1204), который крушат и палят, грабят и насильничают. Всё. Конец похода.

Бывает, да. Благие намерения, светлая идея, священная цель… А на деле выходит всё как-то не так: пошёл строить светлое будущее человечества, но по пути вдруг напился, сломал соседу забор, разорил огород, жену изнасиловал, за что соседу же морду и набил. Зачем-то…

Крестовые походы, как вы помните из уроков истории шестого класса, были придуманы ради того, чтобы расчистить христианским паломникам путь в Иерусалим и освободить Святые Земли от засилья неверных. В 1078 турки сельджуки перекрыли свободный доступ христиан к Гробу Господню. Крестоносцы в тот раз Иерусалим взяли, путь освободили. Похозяйничали. «Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока. Важную роль в истории крестовых походов сыграли духовно-рыцарские ордены».

Беглый просмотр хроник всех последующих крестовых походов изумляет незатейливым плагиатом: фразы «данный поход оказался полным провалом» / «несмотря на кажущийся (временный) успех, все усилия оказались напрасны», встречаются с незавидным для крестоносцев постоянством. Со своими нюансами, конечно, оговорками и уточнениями, но всё же, всё же… Кажется, удачными были только Первый, Третий (частично: Иерусалим не взяли, но дорогу к нему пробили) и Шестой (взяли Иерусалим). Ещё были всевозможные побочные «походы», но оставим…

Нас интересует сегодня Четвёртый крестовый поход.

 

Карта Первого Крестового Похода.

 

Четвертый крестовый поход был воистину эпическим (фейлом). Во-первых, никто из «европейских сеньоров» идти никаким походом никуда не хотел – после провала Третьего похода прошло всего шесть лет – не забыли ещё. Во-вторых и дельнейших – как в воду смотрели! Не стоило никуда идти…

К 4-му походу первоначально призывал Папа Целестин III (Celestino III / Giacinto di Pietro di Bobone, ок. 1106 — 1198). Но его не послушались. Не до походов было. Германские земли (припомнить историю Великой Римской Империи — Sacrum Imperium Romanum) как раз с папской властью на тот момент воевали. Англия и Франция воевали друг с другом. Как всегда. Но в 1198 году появляется новый Папа, Иннокентий III (Innocenzo III / Lotario dei conti di Segni, 1161 — 1216). У Иннокентия III было много амбиций. Главное – поднять сильно пошатнувшийся престиж Римского Папства и поставить всех этих зарвавшихся королишек — князишек на место. Крестовый поход – отличный способ. Тут как нельзя кстати подвернулся весьма активный и эффективный французский проповедник Фульк из Нейи (Foulques de Neuilly, ? — 1201), воспламененно проповедующий евангелическую мораль (главным образом не стяжательство, аскетизм и смирение – через несколько лет появятся францисканцы; сам-Фульк собственную молодость провёл весьма беспутно, развратно и резво, знал, о чём говорил).

Иннокентий III поручил Фульку собрать крестоносцев. И Фульк собрал. Немало. Хотя поговаривали, будто и немалых сумм ему то стоило (является ли подкуп моральной скрепой?). Впрочем, англичане и германцы всё одно призывы Папы проигнорировали. Крестовый поход получался чересчур «французским».

Официально, решение о Четвёртом походе было принято во время рыцарского турнира, затеянного Тибо III, графом Шампани, в 1199 (Thibaud III de Champagne, 1179-1201). Тибо (тайно) пригласил на турнир Фулька из Нейи. По окончанию мероприятий Фульк произнёс как всегда зажигательную речь. Вся присутствовавшая французская знать немедленно воспламенилась и записалась в крестоносцы.

Я, конечно, не историк. Так, балабол. И вот представляю себе… Турнир завершён, рыцари уставшие, но довольные, голодные, заключительный банкет, дамы раздают призы, еда горой, вино рекой, все весёлые, разгорячённые, молодые, удалые… И тут их зовут на Священную Войну! Ну кто ж не согласится?! Я сама, порой, к концу какой удачной вечеринки готова уже куда угодно идти, какую угодно клятву давать. Не то, что вернуть отчизне поруганные Святыни.

Ну это я фантазирую, конечно.

Тибо III провозглашён предводителем Похода. Но внезапно умер. Едва исполнилось 22 года. Похоронен в белом плаще с красным крестом, крестоносцем.

Что-то сразу пошло не так.

 

На картинке: миниатюра из поэмы «Bréviaire d’amour» (Любовный Бревиарий), Matfré Ermengol, 1290.

«Сцены банкета, где прислуживают черти, сцены охоты (или прогулки), турнира. Турниры — школа насилия — скандализируют церковь. Турниры принимают свою «классическую» форму только в XIII веке». Цитата из подписи к миниатюре.

Miniature extraite du Bréviaire d’amour de Matfré Ermengol vers 1290. Scène de banquet servi par des diables / départ de trois chevaliers pour la chasse ou une simple chevauchée / tournoi sous forme de bataille rangée.
Le tournoi, école de violence, scandalise l’Eglise. Il ne prend sa forme «classique» qu’au XIII°.

 

Поход походом, но дабы Святую Землю освободить, до неё надо сперва добраться. Крестоносцы договариваются с Венецией (Serenìsima Repùblica Veneta, 697-1797), «главной морской державой тех времён». Венецианцы предоставляют корабли, доставляют пехотинцев до сытного Египта (откуда удобнее всего до Святынь идти). За корабельные услуги надо заплатить 85.000 дукатов серебром. Крестоносцев должно собраться 30.000 человек. Как-нибудь требуемую сумму да соберут.

Но вот незадача – в 1202 году на пляжах Лидо собирается куда как меньше тридцати тысяч воинов. Дукатов серебром – во всём себе отказывая, пишут: до крайней нищеты себя доведя – едва-едва наскребли 51.000. Крестоносцы обещают венецианцам уплатить оставшееся попозже. Но венецианцы народ коммерческий. Посулам не верят. Слепой и старый дож Энрико Дандоло (Enrico Dandolo, 1107-1205, на момент действий 95 лет) (почему-то припоминается измученный монтёр Мечников) повёл себя твёрдо: никаких кораблей в долг! Впрочем…

Впрочем: по пути в Иерусалим захватите для нас город Задар, что в Далмации – будут вам корабли.

Задар – тогда Венгрия, ныне Хорватия – первейший коммерческий конкурент Венеции тех времён. Далмация – ныне Хорватия и немножко Черногория – некогда, как и Венеция – часть Византийской Империи (Imperium Romanum Orientale). Теперь Венеция претендует на «всё»: и владычицей морскою и чтоб сама Византия у неё на посылках.

Дандоло обратился в крестоносца и дэ факто возглавил Поход. Повёл воинов Христа на Задар. А король Венгрии (которому принадлежал город), между прочим, сам был католиком и сам же согласился примкнуть к крестоносцам. Жители Задара вывесили в окна баннеры с крестом. Мол, христиане мы, браьтя.

Не помогло.

Некоторые крестоносцы, к чести своей, ещё до взятия Задара отказались принимать участие в «братоубийственной войне» и покинули ряды «освободителей» (вот бы всем «освободителям» быть столь мудрыми, прежде чем вторгаться на чужие земли). Остальных Папа Иннокентий III – сам же всё затеявший – немедленно от церкви отлучил. Впрочем, не на долго.

Вслед за Задаром крестоносцы «освободили» для Венеции ещё множество коммерчески важных «этапов». И на том не остановились.

Далее следует очень запутанная и долгая к пониманию история свержений / восстановлений Византийских императоров, абсолютно никчёмно усугублённая тем фактом, что всех их звали Алексей, Исаак, Ангел, Второй, Третий, Четвёртый, Пятый… Увы, именно эта история (промеж прочего) привела крестоносцев в Константинополь, придётся рассказать. Кратко. По возможности. Хотя кратко не получится.

Продолжение следует.

 

Витраж из Святой Капеллы

ч 30-31-32-33

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.