«Каждый парижанин хоть раз в жизни обязательно поднимался на Триумфальную арку»… А вы?

 

«Каждый парижанин хоть раз в жизни обязательно поднимался на Триумфальную арку», — уверяет (если правильно помню) парижанка Мина Танненбаум в одноимённом замечательном фильме. Не знаю, все ли. Урожденный парижанин Жан-Реми ни разу не удосужился. А мы удосужились (забавно, что мои дети Настя, Саша и Егор таки тоже коренные парижане, ха-ха) (а племянник Федя коренной нью-йорковец)… Ну это так, семейное словоблудие, поскольку не знаю, с чего начать рассказку…

Разумеется, надо начинать с чего-то самого любопытного. И уж никак не с годов постройки, имен архитекторов и прочей никому не нужной (за редкими исключениями) и немедленно забываемой муры. Так о чём же таком любопытном можно рассказать про этого тяжеловесного помпезного слона?

 

 

И о чём же таком любопытном можно рассказать про этого тяжеловесного помпезного слона?

 

Ну, быть может разве то, что, действительно, на этом месте одно время было подумывали поставить именно слона. Гигантского. Внутри живота которого размещался бы концертный зал, в одной из ног – ведущая в зал лестница, уши бы служили «динамиками», а музыку бы поставлял оркестр, расположенный в голове. Из хобота, понятно, лилась бы вода… Увы, архивы не сохранили сведений, что именно курил автор проекта, хотя был он человеком серьезным, уважаемым, членом академии de Béziers и звали его Шарль Рибар (Charles François Ribart de Chamoust, 1776–1783). Пригрезил своего слона он ещё в 1758 году. То есть задолго до того, как охотничьи угодья площадь Звезды (см предыдущую главу) превратились в столичные кварталы.



Coupe du projet de Ribart (gravure de Pierre Patte, 1758).

 

Идея фонтана-слона ещё долго будет витать в (воспалённых) умах архитекторов и властных городских мужей. В итоге воплотится при Наполеоне (Napoléon Bonaparte, 1769-1821), на площади Бастилии. Такой курьез: на площади Бастилии первоначально планировали выстроить как раз Триумфальную арку, а Слона – на площади Звезды. Но всё получилось наоборот.

Про слона на Бастилии – забавный был – расскажу потом. Теперь про Арку. Официальное название Триуфальная арка площади Звезды (L’arc de triomphe de l’Étoile).

 

 

Самое важное сведение: лучше всего подсуетиться так, чтоб любоваться на ТА выпало 10 мая или 1 августа. В эти дни (+-), стоя на Елисейских Полях с фотоаппаратом в руках, можно сделать уникальные волшебные кадры: солнце садится ровно в проёме монументального символа Парижа. Если, конечно, очередь из охотников за уникальными кадрами не будет слишком велика и удастся протолкнуться вовремя… В противном случае придётся вернуться 7 февраля или 4 ноября – ловить восходящее солнце с противоположной стороны Арки, на авеню Grande Armée.

 

Ну и прочие бесполезные сведения:

 

— про необходимость как-то украсить площадь Звезды говорили давно

— парадный въезд триумфальных французских войск находился исторически и традиционно с противоположной стороны Парижа

— после победы при Аустерлиц (2 декабря 1805), Наполеон пообещал своим воинам: войдёте в Париж непременно сквозь Арку Триумфа. 18 февраля 1806.

— Триумфальную арку задумывают поставить на площади Бастилии. Площадь Звезды в то время – далёкое захолустье, с некоторым количеством забегаловок, где становится небезопасных в вечернее и ночное время.

— первый камень Арки заложили лишь полгода спустя, 15 августа 1806 (день рождения Наполеона).

— на постройку одного только фундамента ушло два года: земля в этом месте пористая, хрупкая, напоминает пемзу (не помню, где я такое вычитала, но, кажется, не вру) 

— к 1810 году Наполеон окончательно устал от своей старой, взбалмошной и неверной жены Жозефины (Marie Josèphe Rose Tascher de La Pagerie, dite Joséphine de Beauharnais,1763-1814), которая – хуже всех прочих прегрешений – не родила ему ни одного ребёнка (Наполеон даже уверился было в собственной стерильности – у Жозефины-то свои дети были, – и верил в это вплоть до того, как одна из многочисленных любовниц не родила ему сына; следом сына родила и польская красавица графиня Мария Валевская (Maria Walewska, урождённая Лончиньская, Łączyńska, 1786-1817).

 

Тут придётся немножко отступить.

 



Maria Walewska

 

1806 год. Наполеон входит в Польшу «мессией-освободителем». Кавалеры в ажитации, дамы-патриотки…

1 января 1807. «Его Величество Император присутствовал на балу (…) в ходе которого он пригласил на танец жену камергера Валевского», — пропечатали в одной из варшавских газет. На следующий день юная жена-красавица (Марии 20 лет) получает от Великого Человека гигантский букет цветов и записку: «Я видел только Вас, я любовался только Вами, я желаю только Вас». Мария не ответила. Наполеон осады не оставил. Настоящий полковник! Письма, письма, письма… Одно пламенней и зажигательней другого… Патриоты бросились к Марии с наставлениями: «Провидение выбрало тебя возродить родную Польшу!!! Спасай Отечество»! Семейство и сам законный супруг дают благословление: Мария соглашается стать любовницей Освободителя.

Ох поспешили польские патриоты, ох поспешили! Нет бы сначала независимость получить, а уж потом Марию в спальню солдафона отправлять. Как маленькие, право.

Ничего более, чем утешительное «Герцогство Варшавское», Мария от Наполеона не добилась. Хотя выносила ему мозг на тему с утра до ночи регулярно (они жили в далёком замке в провинции). Наполеон терпел. Даже, по свидетельствам очевидцев, долго и пространно отвечал на домогательства, разъяснял геополитику. Любил! Иначе бы прибил. Несомненно.

Сын Наполеона и Марии, Александр (Alexandre Florian Józef Colonna Walewski, 1810-1868), будет записан законным отпрыском камергера Валевского, 73 года, и жены его, Марии, 23 года. Наполеон к тому времени уже женился на Марии-Луизе Австрийской. Но денег на сына дал, и брюссельских кружев прислал (как раз в Бельгии на момент счастливого известия находился, с «триумфальным визитом», вестимо). Потом подписал «долгий документ», гарантирующий финансовое благополучие бастарда. Старый муж Марии тем временем весь погряз в долгах. Дабы избежать разорения ребёнка, Мария со стариком разводится… И так далее… Александр проживет достаточно долгую и достойную жизнь на службе Польши и Франции. Свою связь с Наполеоном Мария, умирая, опишет так: «Это была жертва, принесённая моей стране». Умерла в 31 год от болезни, осложненной беременностью от своего второго мужа.

Конец маленького отступления.

 

 

— итак, к 1810 году Наполеон окончательно устал от своей старой, взбалмошной и неверной жены Жозефины, прогнал, развёлся и женился на эрцгерцогине Австрийской, Марии-Луизе (Marie-Louise Léopoldine Françoise Thérèse Josèphe Lucie de Habsbourg-Lorraine, 1791-1847). «Женился на животе» – язвят в народе. Наполеону очень нужен наследник – династию поддержать. Ради торжественных свадебных церемоний, и дабы обеспечить эрцгерцогине достойный въезд в Париж, на зачатках Триумфальной арки (четыре опоры возведены едва на метр) сооружают весьма правдоподобный макет в натуральную будущую высоту из древесины и полотна.

— 1812 год. Сами знаете что. Потом 1814-1815. Казаки якобы изобретают по кабакам Монмартра историческое «бистро». Строительство Триумфальной арки прекращено.

— 1824. Реставрация. Людовик XVIII (Louis XVIII, 1755-1824) возвращается к Арке, но теперь уже иных Триумфов. Хотя Наполеона тоже не забыли. Главные фризы: «Отправка Добровольцев» (более известная, как «Марсельеза»), «Триумф 1810 года (Наполеона)», «Отправление Армий», «Возвращение Армий», «Сопротивление 1814» (от наших казаков), «Мир 1815 года» (с нашими казаками)…

— 29 июля 1836. Тождественное открытие Арки. Впрочем, торжеств не вышло. Ровно накануне совершено очередное покушение на тогдашнего – последнего – Короля Франции, Луи-Филиппа (Louis-Philippe I, 1773-1850), его присутствие на столь массовом мероприятии полагают нецелесообразным. Задуманный военный парад отменяется, вместо парада – банкет на 300 персон. А саму Арку инаугурировали практически исподтишка, втихаря, в семь утра, без малейшей помпы.

— 5 декабря 1840. Кортеж с прахом Наполеона проезжает под когда-то учреждённой им Аркой (Наполеон умер на острове Святой Елены – Атлантический Океан, 1930 км от ближайшей, африканской, земли – 15 мая 1821; похоронен в Отеле Инвалидов, замурованным в шести гробах: первый из жести, второй из красного дерева, третий и четвертый из свинца, пятый из эбенового дерева и шестой из дуба; всё это в саркофаге красного гранита на цоколе чёрного мрамора).

 



Le char funèbre de Napoléon passe sous l’arc de triomphe de l’Étoile, École française du XIXe siècle, château de Versailles.

 

— 1июня 1885. Гигантский величественный гроб с телом Виктора Гюго (Victor Marie Hugo, 1802-1885) проводит всю ночь под Аркой, задрапированной черным крепом. Сотни тысяч людей толпятся вокруг. Всего, по некоторым сведениям, более 2 миллионов пришло проститься с великим писателем. Похоронен в Пантеоне.

 



Похоронная процессия Виктора Гюго под Аркой

 

— 7 августа 1919. Шарль Годфруа (Charles Godefroy, 1888-1958) пролетает на своём самолётике через проём Арки. Трюк высшего пилотажа будет повторённый ещё дважды: в 1981 и 1991 годах. В первом случае пилот получил 5.000 франков штрафа. Во втором – пилота не нашли, самолётик оказался «ворованным».

 



Le passage sous l’arc de triomphe photographié par Jacques Mortane 

 

— 11 ноября 1920. Два года после окончания Великой Войны (европейское определение), под аркой размещают Могилу Неизвестного Солдата. Выбор солдата был таков: в регионах наиболее ожесточенных боёв были эксгумированы тела неопознанных французских воинов. Всего восемь тел (первоначально предполагали девять, но в девятом случае не оказалось твердой уверенности в национальной принадлежности). Соблюдая строжайшую анонимность происхождения, восемь гробов были выставлены в определённом месте, в окружении почётного караула. Некий Агюст Тен (Auguste Thin, 1899-1982), солдат и сирота войны, 21 год, назначен определить, кого именно погребут под Триумфальной аркой в Париже. «Мне пришла простая мысль. Я служил в 6-ом корпусе, 132-ом полку. Сложив цифры моего полка, также получаем цифру шесть. Моё решение было принято: это будет шестой гроб»… 11 ноября 1923 у Могилы зажжён Вечный Огонь. Каждый день, в18:30, происходит церемония «воскрешения (или оживления) огня». Ради которого существует целый специальный Комитет Огня…. 23 августа 1927 Могила Неизвестного Солдата была осквернена взбунтовавшимися коммунистами. 26 августа 1970 девять феминисток устроили акцию возложения цветов «жене Неизвестного Солдата ». Разогнано полицией.

 

 

Из последних событий:

— 1 декабря 2018 дебилы-вандалы из рядов так называемых «Жёлтых Жилетов» достаточно сильно погромили Арку, ограбив сувенирную лавку и разбив некоторые барельефы (миллион евро ущерба, пять произведений искусства попорчено).

 



фото из интернета

 

— Сентябрь 2021: Арка «упакована» в серебристую материю по проекту американского художника болгарского происхождения Христо, а точнее пары Христо-Жанны-Клод (Christo Vladimiroff Javacheff, 1935-2020 / Jeanne-Claude Denat de Guillebon, 1935-2009)

 



фото из интернета

 

— внутри Арки по стенам – названия главных боёв (побед) французской армии времён Революции и Империи, с одной стороны, имена героев и персоналий — с другой.

 

 

— Все три триумфальные арки Парижа – Арка Каррузель, Арка Звезды и Арка Дефанса — поставлены по одной почти прямой линии. Наплоен мечтал поставить четыре Триумфальные арки в Париже. Не успел.

 

 

 



В ясный солнечный день там, за колесом обозрения на площади Согласия, можно разглядеть Триумфальную арку Каррузель. Вид с крыши Триумфальной арки Звезды.

 



Тут даже немножко видно Триумфальную арку Каррузель. Вид с крыши Триумфальной арки Звезды.

 

«Единственным подходящим монументом я полагаю триумфальную арку, расположенную на площади Звезды. На вершине арки надо расположить колесницу Победы, запряженную четырьмя лошадями; впереди колесницы будет фигурировать Первый Консул (Наполеон) держащий в одной руке меч, в другой – оливковую ветвь, в то время как Победа будет венчать его лоб лавровым венком… Внутри монумента, бронзовые таблички, напоминающие названия битв и их даты. В толе стен будут помещены ветераны, в обязанности которых будет входить объяснить посетителям выгравированные названия и, возможно, продавать брошюры, рассказывающие историю монумента.

Я представляю иностранца, приезжающего в Париж. Заметив великолепную триумфальную арку, он спешит приблизиться к ней, разглядывает в деталях этот величественный монумент, читает надписи с уважением и с неким религиозным чувством, просит рассказать о них, и будто слышит голоса наших героев, покупает брошюру и заботливо прижимает драгоценность к своей груди… Он идёт медленным шагом и приходит в энтузиазме в прекрасную страну и, оселюсь сказать, в столицу мира»…

1801. «Учёный человек погружённый в искусство» (не моё определение), некий Payre в письме к «заинтересованным лицам». Везде всё одно и тоже! 

 

Ну а тем, кто умудрился дочитать до сего места – дружеский совет – на Арку подняться надо обязательно! Очень красиво! Особенно ночью. Вот вам за терпение наикрасивейшие фото. С крыши Арки. И не только. А прочие подробные и достовреные сведения можно прочитать в Википедии. Я только про сказки.

 

 

 

 

 

 

 



увы, ветер был как раз в тот день — ураган, фотоаппарат просто вырывало из рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, а Мина Танненбаум была всё-таки права. рядом с Триумфальной аркой действительно можно встретить кого угодно. Мы вот случайно столкнулись со старинным другом.

 

 

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.