ПИСЬМА ИЗ БУХАРЕСТА. N°4. ПРО РУМЫН. ЧАСТЬ 2
Продолжаю про румын. Предыдущая часть здесь.
«Отныне положено основание румынской нации».
Князь Александра Куза. 23 декабря 1861г.
Вот с тех пор Румыния и стала называться Румынией, а румыны – румынами.
Хотя, понятно, не вчера родились.
А когда родились, и от кого именно – это ещё один «животрепещущий» вопрос…
(…)
Оговорюсь: далее будет много обширных цитат. Выделять их наклонными буквами чисто эстетически и удобства читания ради не буду. Но кавычки имеются. Так что смотрите не спутайте: там, где умные речи — это цитата, там где пустая болтовня — это я.
(…)
«Проблема происхождения (этногенеза) румын является одной из наиболее сложных проблем румынской и мировой историографии. Сложность получения достоверного ответа на вопрос, где и когда появились румыны заключается в скудости источников по ранней истории территории современной Румынии, а также в предельной политизированности исторических дискуссий.
Представителями всех научных направлений признаются следующие положения:
- В основе этногенеза румын (субстрат) находится некий балканский народ, язык которого находился в родственных отношениях с албанским.
- В начале новой эры этот народ подвергся культурной и языковой романизации.
- На завершающем этапе этногенеза румыны испытали сильное славянское влияние.
Основные споры ведутся по вопросам места и времени романизации, этнической принадлежности и названию народа подвергшегося романизации, автохтонности \ пришлости румын на территориях их современного проживания, а также о характере и роли славянского влияния.
Всё разнообразие мнений по поводу этногенеза румын можно свести к трём основным теориям: миграционной, автохтонной и дако-латинской».
«Всем разнообразием мнений» обещаю вас здесь не мучить. Ограничусь теми, что встречаются наиболее часто, по преимуществу на максимально «нейтральных» страницах.
«Автохтонная или дакийская теория».
«Согласно этой теории основой румынского народа были племена дако-гетов, подвергшиеся в 106 году н. э. романизации и воспринявшие разговорную латынь. Римское владычество в Дакии продолжалось со 106 по 271 год. Эта теория в различных вариантах поддерживается практически всеми румынскими историками и подавляющим большинством европейских. Решительно отвергают идею континуитета (преемственности) только венгерские и отчасти болгарские историки».
Некоторые прочие теории о возникновении румын (или наоборот) «сформировались» не далее одной-двух сотен лет назад (или того позже). Совпадая, впрочем, по месту, времени и авторству с конкретной необходимостью немедленно подтвердить, или опровергнуть, те или иные притязания на те или иные территории. Особо забавными тут выглядят исторические изыскания – взаимные – с ближайшими братьями-соседями. Оно и понятно…
Зато именно в Румынии были найдены останки самого древнего европейского «человека разумного». В 2002 году, на юго-западе, в Карпатах, в пещере «Peştera cu Oase» («Пещерах с костями»). Возраст «самого самого старого румына» — 37-42 тысяч лет.
«Древние люди появились на территории современной Румынии не менее чем 300 тысяч лет назад. Около 4 тыс. лет до н.э. здесь утверждаются неолитические культуры, создавшие многочисленные поселения. В результате начавшегося за 2 тысячи лет до н.э. смешения оседлого земледельческого населения и вторгшихся скотоводческих племен возникли фракийские племена даков (гетов), которые в 1800-1000 до н.э. жили в условиях бронзового века. В 7 в. до н.э. на Черноморском побережье возникли греческие колонии. Позднее область даков стала объектом вторжений скифов с востока и кельтов с севера. Это был период железного века. В 3 в. до н.э. появились первые государства даков. Наиболее видный дакский царь Биребиста (70-44 до н.э.) создал обширную державу, простиравшуюся от нынешней Словакии до Черного моря. Затем территории даков привлекают внимание Римской империи».
Румыны мыслят себя прямыми наследниками даков. Оппоненты уверяют, что даков всех до одного римляне вырезали, и что румыны к ним ну никак.
«Аргументы за дакийскую теорию:
- Экстенсивный характер колонизации Дакии.
- Колонисты были выходцами из разных провинций Римской империи и поэтому латинский язык, официальный язык империи, стал единственным средством «межэтнического общения» как между собой, так и с даками. Постепенно разговорная латынь вытеснила все местные наречия. От языка дако-гетов в современном румынском осталось около 200 слов.
- Дакийские топонимы сохранились на территории Румынии, что является косвенным свидетельством преемственности между румынами и даками.
- Традиционный румынский костюм близок к костюмам даков, изображенных на колонне Траяна.
- В соответствии с линией Жиречека румынский язык мог сформироваться только на территории к северу от Балканского хребта.
Аргументы против:
- Дакия находилась в составе Римской империи слишком короткий промежуток времени, недостаточный для романизации.
- Римляне завоевали только 25 % территории современной Румынии. Кроме того, процесс романизации происходил преимущественно в городах, следовательно, большинство населения не было им затронуто.
- Большинство колонистов были выходцами из отдалённых провинций Римской империи, таких как Иберия, Далмация, Галлия, Ближний Восток и не могли говорить на языке настолько близком к латыни как румынский. Этот тезис является спорным, так как большинство из названных провинций уже были романизированы.
- После ухода римлян свободные даки (например, карпы в Молдове) вернулись на опустевшие земли.
- Существует очень мало источников о проживании романизированного населения в Дакии после эвакуации вплоть до X века.
- В румынском языке нет (вернее почти нет) германских заимствований, в Дакии в 5-6 вв. проживали германские племена готов».
Как бы то ни было, не мудрствующие лукаво авторы пишут о происхождении румын (коих, к слову, от молдаван «научно» не отделяют), просто и доходчиво:
Румыны (romana) и молдаване (moldova):
Потомки романизированных фракийских племен (даки, геты, трибалы, мезы, бессы и др.). Римское владычество было недолгим и выразилось лишь в замене фракийских диалектов дунайской латынью (romana comuna). Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны, хотя и жили на не очень большой территории. (…) По некоторым версиям, причерноморские киммерийцы и тавры были смешанным адыго-фракийским народом. Основные упоминания о фракийцах относятся к 6-3 вв. до н.э.
Существовала культурная разница между северными и южными фракийцами. Более продвинутыми были даки и геты. Раб Спартак был фракийцем. Фракийцем также был легендарный Гордий («гордиев узел»). (…) В 5 в. существовало мощное государство Одрисов. Во 2 в. до н.э. на Дунай проникли кельты. С дако-гетами контактировали язиги и роксоланы — иранские племена. В 1 в. до н.э. гет Буребиста объединил дако-гетские земли в государство, попутно завоевав часть альпийских земель. В первые века н.э. дако-геты подверглись романизации. Они жили на небольшой территории к северу от Дуная. В 275 Дакия была захвачена готами.
«О дако-гетах упоминают Геродот и Фукидид как о воинственном народе, который одерживал победы над персами Дария и войском Александра Македонского». Над римлянами, видать, тоже побеждать хотелось. Набеги свершали. «Постоянно нарушали границы Римской империи». Римляне раздражались, но ещё более, надо полагать, вдохновлялись «несметными сокровищами Карпат» (золотые прииски). В 106 император Траян, «преодолев почти вековое сопротивление даков, разбил войско царя Децебала и покорил Дакию севернее Дуная». Продемонстрировав при случае «всю мощь римской военной машины». Децебал бежал, но опасаясь плена, покончил с собой. Столицу Сармизегетуса (нынче Грэдиштя-Мунчелулуй) сожгли. С землей сравняли. А вновь приобретенную провинцию назвали Dacia Felix («Дакия Богатая», или «Счастливая»).
Счастья римлянам тогда и вправду привалило. По случаю «великой победы» Троян закатил пир на весь мир (на всю Империю), длившийся, ни много, ни мало, 123 дня подряд (полгода без остановки пить – это как же голова вторые полгода болеть будет)? «Самые пышные празднества за всю историю Рима». Более того: всем гражданам было велено выдать хлеба и денег, и все подданные были освобождены от налогов на целый год! Всё – благодаря «золоту Карпат». «Карпатские золотые шахты оказались полезным подсобьем в финансировании дальнейших военных кампаний и в стремительной экспансии римских городов по всей Европе». Приз-сюрприз: благодаря предательству ближайшего «сподвижника» Децебала, некоего Бицилиса, римляне нашли спрятанные в реке сокровища дакийского царя: 165.500 кг золота и 331.000 кг серебра (по оценкам французского историка Жерома Каркопино). Второй bonus: порядка ста тысяч рабов-мужчин отправленных в Рим. А дабы на месте никто и помыслить о бунте не смел, два из наиболее именитых римских легионов оставались в Дакии перманентно: Legio XIII Gemina и Legio V Macedonica. О славных похождениях Трояна в Дакии повествуют барельефы одноименной (Троянской) Колонны в Риме. 113 года исполнения.
…Эх, знала бы я, любуясь на ту колонну давеча, что жизнь приведет к первоисточникам – любовалась бы попристальней… Впрочем, в Историческом Музее в Бухаресте имеется копия… Поломанная. К чему бы это?
«Дакия была последним приобретением римской империи, и первой её потерей». Фраза встречается практически в любом околоисторическом или историческом экскурсе. Похоже, румыны гордятся Дакией… Читаю (правда не по-румынски, по-английски): «Даки были потомками первых людей, живущих на этих землях; они не появились здесь в результате миграции, напротив, они родились здесь и их культура развилась здесь». Далее идет достаточно «научный» панегирик древнейшей из культур. Самая древняя «бронзовая печь» (для «бронзы») в Европе обнаружена именно на территории Дакии (современной Румынии). Возраст — 8000 лет (не могу проверить инфу, сколько не гуглю). «Самый первый дом построенный над землей» (видать в противоположность пещерам) опять же был обнаружен «на территории нынешней Румынии, некогда Дакии». «Первые в мире письмена» — отсюда же. «В 1961 году, в местечке Tărtăria, в Трансильвании, археологи обнаружили несколько глиняных табличек с абстрактными рисунками (…) которые были интерпретированы как письменное послание. Датированные между 4.800 – 4.500 гг до РХ, эти таблички на 2.000 старше шумерских письмен, долгое время воспринимавшиеся как старейшие в мире» (см. Tărtăria tablets)…
Не забывая о «самом древнем homo sapiens» в Европе. Слонов тока нет…
Впрочем, мнения могут быть разными. Римский поэт Овидий, сосланный по неведомым (ведомым) причинам в город Томы (близ нынешнего главного черноморского курорта Румынии, Констанцы), описывал порядки и нравы окружающих земель без излишних, так сказать, почитаний. Народ – злобные жестокие варвары, с сосульками в никогда не стриженных бородах, с ядом на стрелах и мечом на все случаи жизни; земля «мертвая», никто ее не пашет – опасаясь немедленного разорения; войны, войны, войны и войны; бесконечные набеги таких же варваров — соседей; да и сам климат – полное говно: рыбы во льду замерзают, море и реки «твердыми» становятся: «проклятые места», «пустыня», «безрадостный край»…
«А на людей погляжу — людьми назовешь их едва ли.
Злобны все как один, зверствуют хуже волков.
Им не страшен закон, справедливость попрало насилье,
И правосудье легло молча под воинский меч.
В стужу им мало тепла от просторных штанин и овчины,
Страшные лица у них волосом сплошь заросли.
Лишь кое-кто сохранил остатки греческой речи,
Но одичал ее звук в варварских гетских устах».
Душещипательные произведения. «Tristia» и «Epistolae» («Печальные Элегии» и «Письма с Понта»).
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!