Орёл, Телец и Лев или Башня Святого Иакова. La tour Saint-Jacques
…а пока идём по Корсиканской Набережной к площади Шатле (позавчера ходили, помните?), видим на противоположном берегу, промеж домов, что-то высокое, узорчатое, красивое…
Башня Святого Иакова. La tour Saint-Jacques (далее – Сен-Жак).
Башня – единственное, что осталось от очень большой и важной церкви Святого Иакова Мясницкого, если, конечно, так можно перевести Saint-Jacques-de-la-Boucherie. Boucherie – мясная лавка, скотобойня, место торговли мясом. Не забыли, я уже рассказывала, что на самом острове Сите был некогда скотный двор, давший название церкви, от которой назвали соответствующую улицу: Церковь Святого Петра с Быками — L’église Saint-Pierre-aux-Bœufs (а ещё рассказывают, будто в ходе одной великой мессы, в момент, когда торжественная процессия выходила из ворот церкви и все прохожие встали на колени, случившиеся рядом два быка, которых вели на бойню, тоже преклонили колена, за что были увековечены в виде скульптурных голов в портале церкви; саму церковь потом упразднили во времена ВФР (Великой Французской Революции) и позже снесли, но портал успели спасти, теперь, с 1893 года, он красуется на западном фасаде церкви Saint-Séverin)…
На картинке: портал пропавшей церкви Saint-Pierre-aux-Bœufs на фасаде нынешней церкви Saint-Séverin.
Façade occidentale de l’église Saint-Séverin où le portail de Saint-Pierre-aux-Bœufs a été remonté en 1839.
Tympan du portail remonté sur l’église Saint-Séverin.
А вот и сама церковь Святого Иакова Мясницкого, пока не снесли.
На картинке: Церковь Святого Иакова Мясницкого, гравюра опубликованная в 1702 г.
L’église Saint-Jacques-de-la-Boucherie (gravure publiée par Manesson Mallet en 1702)
Так вот. Рынок крупного рогатого скота с Сите убрали в XII веке, переместив его сюда, на правый берег Сены. Попросторней. И сравнительно безопасно – первые Средневековые Стены Парижа защищают. Церковь «Святого Иакова Мясницкого» (пусть уж так называется) выстроили тогда же (хотя назвали «Мясницкой» несколько позже, только в XIII в, а именно – в 1259 г.). Посвящена Святому Иакову Старшему (Saint Jacques le Majeur)…
На картинке: Крепостные стены Парижа разных времён.
То, что видим сегодня, высокое узорчатое красивое – колокольню – пристроили в 1509-1523 гг. На вершине, по углам, четыре скульптуры (1523). Тетраморф. Знакомое слово? – На всякий случай сама посмотрю в словарь и вам напомню…
(Но прежде, чем читать далее, включите песню БГ «Орёл, Телец и Лев»)…
На картинке: Церковь Сен-Жак в 1618 г.
Её наищедрейшим «спонсором» был небезызвестный уже нам Николай Фламель (Nicolas Flamel, 1330? 1340? – 1418). Похоронен тут же. «Надгробная плита» помещена на одной из колонн, под ликом Девы Марии. Вплоть до 1762 церковь зачастую служила местом погребения; впоследствии останки перенесут на соседнее Кладбище Невинных (Le cimetière des Innocents, вот тоже история! — потом как-нибудь обязательно расскажу). После разрушения церкви плита каким-то образом оказалась у одного из местных торговцев и служила ему… прилавком для шпината… Теперь покоится в музее Клюни, который я не устаю всем горячо рекомендовать. Le musée de Cluny — Musée national du Moyen Âge — Thermes et hôtel de Cluny.
На картинке: Надгробный камень Николя Фламеля:
Многочисленные «подаяния и ренты» из завещания (хранится в Национальной Библиотеке) оказались, на деле, далеко не столь великими, как того хотелось людской молве. Но одно их долгое перечисление ещё более раззадорило миф, будто Николая Фламель никакой не писарь, но алхимик, добывающий свои несметные богатства с помощью нечистого Философского Камня.
NB. Про название больницы «Quinze Vingt». Переводится как «Пятнадцать Двадцать». Кто знает французский, или хотя бы знает, как легко и просто французы считают (цифры называют), начиная с 70, без труда догадается: 15 х 20 = 300. Больница, основанная в XIII, была способна принять единовременно 300 больных (предназначалась для слепых, сегодня специализируется в офтальмологии). А такая забавная система счёта называется «двадцатеричной»… Даже странно, что французы отказались теперь от «15-20»… Это я ехидничаю… «99» (и иже с ним) французы таки продолжают элегантно грассировать: «4-20-10-9» (99 = quatre-vingt-dix-neuf)… Ладно, в следующий раз специально схожу сфотографирую эту больницу, поскольку про неё очень много всего интересного и забавного рассказать. А пока вернемся к нашим баранам. Вернее – быкам.
Итак, церковь разрушили, на камень продали, колокольня осталась. Благодаря, как уверяют, Паскалю и его опытам с атмосферным давлением и силой тяготения. Колокольня высотой в 54 метра послужила прекрасным «орудием труда». Сегодня в арке у основания башни находится памятник Паскалю. Хотя другие источники говорят, что свои парижские опыты учёный проводил не здесь, а на колокольне другой церкви. Эту же колокольню не разрушили лишь потому, что так было оговорено в договоре купли-продажи.
В 1824 колокольню перекупил некий промышленник, дабы превратить её в «дроболитейную башню». Оказывается, аж до самого конца XVIII (если верить источнику), каждую дробинку делали практически вручную. Но в 1782 году догадались, что капли свинца при падении с высоты сами собой принимают форму почти идеального шарика, ако вода дождевая, если свинец расплавить и вылить с верхотуры через специально калиброванное сито. Колокольня в 54 метра как раз подошла… И ни малейших сантиментов по поводу религиозно-культурного наследия.
Сквер вокруг башни – первый публичный сквер в Париже, разбит в 1856. В конце XIX века у подножья бывший колокольни постоянно толкутся безработные рабочие, здесь их «центр найма на открытом воздухе». Совсем как было когда-то на Гревской площади (Grève), перед Мэрией.
Сегодня на колокольню можно взобраться. Но пускают не более 17 человек в час. Особо пухленьких и тучных, должно быть, совсем не пускают. Поскольку лестница там слишком узкая: 85 см. И длинная: 300 ступенек. Резервация билетов обязательна.
С крыши открывается дивный вид: (обязательно откройте линку — не пожалеете!)
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!